Кино для пятницы

Dec 03, 2011 21:42



http://aj-images.com/magazine/?p=59

Хотелось бы вкратце рассказать о своих впечатлениях от просмотра фильма "Ходорковский". Вначале хочу отметить, что у меня складывается впечатление, что история с отменой его в Москве имеет некоторые маркетинговые корни. Хотя я могу просто не знать всех деталей, но у нас в Казани он идет в кинотеатре одного из крупных моллов. То есть каких-то особых ограничений нет. На сеансе (это был второй день показа) было достаточно много для такого кино людей. Я думаю, где-то человек 30 - 40. На других показах авторских или фестивальных фильмов посетителей бывает столько же или даже меньше. Бывало, мы и вдвоем сидели в кинозале. Люди, в основном, были или студенты, или среднего возраста. По-моему, даже семьей кто-то пришли. Никто не ушел из зала.
Я не буду вдаваться в фактические подробности типа было-не было, правда-неправда. Хочется описать свое впечатление от самой структуры картины. Действие начиналось  в стиле дебютантов, с элементами хоум видео, с вставками достаточно примитивных 3D анимационных роликов, любительских съемок, любительских фотографий. И множество интервью с людьми, которые имели отношение к вопросу. В общем-то довольно скучное содержимое. Тем не менее, мы не могли оторваться от происходящего на экране. Несмотря на то, что фильм документальный, сюжет в нем был вполне себе художественным. Я не знаю, правильно ли я формулирую, но у меня сложилась ассоциация с древнегреческими трагедиями. Нет декораций, нет костюмов, постановки. Каждый персонаж выходит с табличной и декламирует свою роль, а все остальное рождается в воображении. Так и здесь. Был главный герой. Был злодей-антипод. Был предатель. Были многочисленные альтер эго героя. И хотя они были статичны, их появление в кадре, их реплики создавали полное ощущение театра, с развивающимся драматическим шекспировским, сюжетом. И хотя ни один из них не был профессиональным актером, каждому была отведена своя роль. Наиболее запоминающимся для меня стал юрист с лицом алкоголика, который скрывается в Лондоне. Он как какой-нибудь из персонажей Гамлета, типа Полония, обвинял в трусости и глупости главного героя, сам при этом дрожал как осиновый лист. Противостояние героя - антигероя также было основным столпом сюжета, даже в анимационных роликах они изображались похожими. Здесь уже ассоциации с Моцартом и Сальери - энергичным гением и завистником. Отличная мизансцена с гиппопотамом, которому обещали авокадо и обманули. Очень артистично и наглядно. Также оказался уместен Михаил Ефремов, показывающий фигу шут. Было несколько женских персонажей, которых объединяла любовь в разных ее ипостасях к главному герою. Драматичная линия отца и сына, тоже как будто из Гамлета. И физическое появление главного героя на экране только в финале.
Удивило, что русскоязычные персонажи разного возраста одинаково плохо говорят по-английски. Странно, что не фигурировали отец МБХ, его вторая жена, а также Василий Алексанян. Видимо, решили не усложнять и без того запутанный сюжет.
После просмотра фильм не отпускает, заставляет мысленно возвращаться к идеям, которые в нем заложены, или которые мы в нем прочли. Аналогии, метафоры, аллюзии. Я прихожу к мысли, что это действительно искусство.

cornerstone stuff, movie

Previous post Next post
Up