Мы с elekravets "взаимофренды".
Несколько лет назад она писала о том, что обучает свою дочку дома. И я довольно азартно спорила относительно семейного обучения.
Мой главный довод был о необходимости социализации ребёнка, и все мои аргументы основывались на моём личном школьном опыте. Школу и свой класс я вспоминаю с нежностью и благодарностью.
Но судьба очень любит возвращать человека в одну и ту же ситуацию, только "с другой стороны баррикад".
У меня так постоянно происходит. Так получилось и в этот раз.
Денис пошёл в школу четыре года назад. К тому времени дома он был уже (или всего лишь?) неполных два года.
И первый класс я вспоминаю с содроганием.
Обычный для любого первоклашки стресс у Дениса был многократно усилен. Страх всего нового - нового сообщества, новых условий - был колоссальным, психологически ребёнок ещё не был готов к школе, что логически приводило к перегрузке и, соответственно, просто невероятным нервным срывам.
Описываю состояние Дениса так подробно, чтобы было понятно, что в такой ситуации что-то ещё раз менять (учительницу, класс, школу) было невозможно.
А поменять хотелось.
В первые дни в первом классе учительница вручила родителям памятку, где были изложены требования к школьникам, довольно стандартные.
Правда, орфография этих учительских "напоминалок" была, мягко говоря, нестандартной.
У всех детей в наличии должна была быть "лЕнейка", а мальчикам было предписано приходить в рубашках "пОстельных тонов".
Я, убеждённый граммар-наци, была в лёгком замешательстве.
Но, как я уже написала, в то время передо мной стояли задачи посложнее.
Отметки Дениса были очень даже хорошими. Хотя меня не раз это озадачивало, потому что, выполняя с ним домашние задания, я видела, например, что на пятёрку - как стоит в дневнике - Денис математику ну никак не знает.
В общем, первые три класса Денис у меня в основном "социализировался", при этом оценки в дневнике радовали родительский глаз, учился он без троек.
...Но в третьем классе, когда мой мальчик уже достаточно окреп в плане адаптации к школе, окреп и физически, и интеллектуально, стал намного серьёзнее и ответственнее, проблема качества обучения встала передо мной во всей красе.
"Звоночки" уже звенели вовсю.
...В тетради я увидела задачу, неправильно решённую:
- Денис, вы в классе проверяли эту задачу?
- Да. Вика её у доски решала, учительница спросила: "Дети, всё правильно, все согласны?", все закричали "да, да!" и учительница сказала "Вот и хорошо".
...- Денис, не понимаю, как у тебя пятёрки по контрольным, если ты таблицу умножения плохо знаешь?!
- А мы к учительнице подходим, и она нам подсказывает...
...А потом появилась очередная учительская "напоминалка", что на урок труда надо принести "ЭЗАленту".
"ЭЗАлента" меня добила.
Тут ещё один фактор сыграл свою ключевую роль.
В Интернете я посмотрела расписание и количество учебных часов для четвёртого класса.
Три "физ-ры" (причём один урок теоретический, где обсуждают, например, вопрос "какая польза человеку от умения ползать"!!!) и два "изо" плюс одна "технология" - это при том, что мой ребёнок ходит в спортивную секцию по плаванию и занимается в художественной школе.
Шесть часов - целый учебный день! - бессмысленной траты времени!
Отдельная "песня" - иностранный язык. К четвёртому классу (несколько лет изучения!) знание немецкого ограничивалось прекрасным "гутен таг". И мне это тоже совершенно не нравилось.
В общем, мне было очень некомфортно и даже страшно (оказаться "не как все"), но я пошла в школу и стала обсуждать с директором и завучами возможность семейного обучения.
Тут надо сказать огромное спасибо этим людям: никто мне нервы не трепал и мне пошли навстречу. Забегая вперёд скажу, что сотрудничество со школой оказалось очень хорошим и, как говорится, "плодотворным".
...Четвёртый класс мы занимались дома. Были и ошибки, и свои трудности, но они были не критичными. Опыт получился, в общем-то, положительным.
Львиную часть времени мы тратили на преодоление пробелов первых лет обучения.
Наше государство - удивительное в некоторых аспектах. Иногда оно слишком опекает человека, но в ситуации с семейным обучением, как ни странно, всё ровно наоборот: ребёнок должен сдать аттестацию в конце учебного года. Всё!!!
Но в данном вопросе я человек ответственный, поэтому Денис приходил в школу в конце каждой четверти и пару недель учился и сдавал контрольные вместе со всеми. Каждый раз эти приходы были "явлением звезды", одноклассники дружно говорили "Везёт же тебе!". Правда, Денис их восторгов не очень разделял, потому что дома он учился с бОльшей нагрузкой, чем в школе :) Правда, он мог себе позволить высыпаться и начинать уроки в бодром состоянии, а не бежать спросонья к восьми утра в школу, это факт.
Теперь я точно знаю уровень знаний моего сына. Официальные итоговые годовые оценки не совсем совпадают с реальным уровнем: итоговую контрольную по математике написал неудачно, получив "три", хотя на самом деле он знает математику на "четвёрку". По русскому - наоборот: "четыре" по документам, но фактически нам ещё работать и работать. По литературе он лучший в классе, но это так и есть, потому что... да просто книги я ему предлагаю замечательные, и читает он постоянно.
Я не знаю немецкий, но знаю английский, поэтому мы с Денисом перешли на английский и... через месяц уже догнали, а потом и перегнали его одноклассников, которые учили английский предыдущие годы.
...В конце прошлого учебного года я спросила Дениса, вернётся он в школу или продолжим заниматься дома. "Я подумаю," - ответил ребёнок. Думал долго, с месяц, но потом всё-таки выбрал домашний вариант.
Постоянно напоминаю Денису, что в любой момент, когда он захочет, он может вернуться в школу, в свой класс.
Тут стоит подчеркнуть, что Денис и "ботан" - две вещи несовместные. Да, интеллектуально мой ребёнок вырос многократно, он умный и сообразительный мальчик, но всё-таки он больше, условно говоря, "человек действия", чем "человек мысли". Всё лето с пацанами на великах, на озере, в парке на спортплощадке на турнике, футбол и т.д. И непреодолимой потребности читать летом у него, увы, нет :)
Я это к тому, что он не интроверт и не "белая ворона": общительный, в меру скромный, совершенно обычный в этом контексте пацан одиннадцати лет.
Да, я по-прежнему сторонник "социализации" и школьных занятий, я обожаю и уважаю Школу как явление, но... слишком уж жалко времени, которое тратится впустую. Детство и юность - это тот период, когда у человека есть наилучшая возможность впитывать, поглощать, усваивать новые знания, позже эта возможность иссякнет, чистый родник заболотится.
Время - это самый драгоценный человеческий ресурс. А в сегодняшней российской школе, на мой взгляд, много неразберихи, поверхностной "пены" и "шелухи", много лишнего и ненужного, и где преподаватели - не Учителя, а "работники, оказывающие образовательные услуги" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и детские коллективы, где ненормативная лексика стала НОРМОЙ, тоже как-то не вдохновляют на "социализацию".
Поэтому пока (?!) работаем дома.
Вот такие дела вкратце.
Привет, elekravеts!