Нафталин.

Oct 09, 2009 20:56


Сразу скажу: это не рецензия на телевизионную передачу. Это, скорее, личное ощущение. Совершенно частный взгляд. Так что никаких обобщений!

Сначала был помпезный анонс. И вот прошли уже два выпуска, тоже помпезных. А уж название-то у передачи какое супер-пупер-помпезное! «ДОстояние РЕспублики». Насколько можно было понять, суть передачи в том, чтобы вспомнить самые популярные песни 70-х, 80-х... далее, по идее, пойдут 90-ые... Ну, и надо выбрать самые-самые лучшие, самые-самые любимые. Для чего в студии сидят «два крыла» (как их обозвали по сценарию) - «старики» и «молодые».

Не буду долго рассусоливать. Ощущение от передачи одно - сплошное раздражение. Вот говорят, что если пахнет серой - ищи рядом чёрта. А здесь - запах нафталина ну просто убийственный! Кого искать?!

Вообще-то, «Достояние республики» - название, можно так выразиться, культовое. Был такой очень интересный фильм с неординарным Андреем Мироновым в одной из главных ролей. Выражаясь по-современному, «достояние республики» - в некотором смысле товарный знак, и лично меня бесят такие вот «креативщики», у которых креатива хватает лишь на то, чтобы слямзить звучный, не ими придуманный слоган.

В передаче двое ведущих - «мэтр» Юрий Николаев... ну, и ещё один - молодой, как там его... И стиль ведения передачи, и отзывы-комментарии, и приглашённые лица, - как и вся передача в целом - будто из телевизионного нафталинового официоза образца 70-х: сплошной розовый сироп, «сю-сю-сю», лицемерная сентиментальность и... чудовищное художественное, артистическое и жизненное враньё.

Я почему такая злющая сейчас?! Отношусь я вроде как к «старшему крылу», и песни 70-х-80-х - это песни моей юности, стало быть... я должна залить слезами умиления пачку кружевных платочков. Вместо этого позлилась я, позлилась... совсем неинтеллигентно вспомнила всякие непечатные выражения и выключила эту лабуду. И понимаю, какое презрение вызывает это зрелище у тех, кто гораздо моложе.

Объясню свой праведный гнев. Цель была вроде бы благая. Память о тех, кто уже не на пике популярности, об ушедших из профессии либо вообще из жизни артистах, память о прекрасных песнях - что может быть благороднее? И вот вытащили из сундуков бабушкины платья... то бишь песни... А, простите, уважаемые, кто отбирал песни и по какому принципу шёл отбор, можно полюбопытствовать? Ответ вроде бы очевиден: должны быть представлены песни, которые «царствовали» в заявленное десятилетие, которые были самыми любимыми тогда, верно? И, кстати, одна реплика в передаче прозвучала достаточно точно: «Мы говорим о песнях, которые были «фоном» нашей жизни тех лет».

Но вот ведь какая тонкость. В 70-ые и 80-ые годы (будем говорить о тех годах, которые уже «озвучены» в передаче) власть, худсоветы и телевизионное начальство благоприятствовали одним, насаждая всей стране творчество этих одних, а молодой народец у себя на бобинах совсем другое слушал. Хотя при этом кое-что одобренное начальством, но явно талантливое признавал тоже. Поэтому я совершенно согласна, что в передаче о 70-х мы увидели «Песняров», допустим, а в передаче про 80-ые - Александра Серова. Справедливо! Талант он и в Африке-Белоруссии талант, и вышеназванные исполнители были по-настоящему популярны и любимы. Но даже если брать чисто попсовый репертуар, то мне абсолютно непонятно, почему самые известные песни 70-х были представлены, допустим, песней «Любовь, комсомол и весна»?! Раз так, то и про "Ленина, такого молодого" давайте уж до кучи, блин!

Смешно, скажете? Нет, дорогие, не так уж это и смешно. Потому что Юрий Николаев и Ко сегодня стали реконструировать миф о якобы «легендарных» певцах и «популярных» песнях, которые таковыми не являлись! И творится на наших глазах ложь, когда 70-ые с бредовой сентиментальностью представляются как годы, когда парнишки и девчонки якобы фанатели от «Самоцветов», песен про комсомол, ладушку и полустаночек.

Я будто официальный концерт после партсъезда вновь увидела. Наааа-фтаааа-лииин-!!!

Братцы взрослые, кто старше сорока, у вас с памятью как, а?! Ухмылки свои презрительные при виде в телеке «прилизанных», «правильных» «Самоцветов» помните? И как ржали над возгласом «БАМ!!!» в песне, помните?! Или вам память освежить надо?! Так я могу!

Вторая половина 70-х - это «Весёлые ребята», это «Ариэль», это совсем юные, но сразу ставшие кумирами ребята из «Машины времени», это пластинка «По волне моей памяти» Тухманова, это Александр Градский, это Юрий Антонов, это «Синяя птица»... Конечно, всех я перечислить не смогу, добавляйте! А полуподпольное «Воскресенье» с Константином Никольским?! А «Цветы» Стаса Намина?!

Кстати, если уж вы хотите правдиво отразить истинный музыкальный «фон» подрастающего поколения 70-х в Советском Союзе - так это «Битлз», это «Иисус Христос - Суперзвезда», это Сальваторе Адамо, Мирей Матье, Джо Дассен и все прочие «французы», это Адриано Челентано, «Дип Пёпл» и «Пинк Флойд»...

Про 80-ые - та же «песня». 80-ые - это пик популярности Юрия Антонова, это «Бонни М», «итальянцы», «Наутилус Помпилиус», Жанна Агузарова, Владимир Кузьмин с «Динамиком», Юрий Шевчук... дописывайте ряд, братцы, дописывайте!

Оговорка необходимейшая: я с глубоким, глубочайшим уважением отношусь... да и раньше относилась и к Валентине Толкуновой, и к Александре Пахмутовой, и ко всем-ко всем, кто честно и профессионально работал и работает. Но когда их опять - как раньше! - навязывают нам, одновременно «забывая» тех, кто был истинной легендой поп-музыки, эстрады и рока, - им оказывают отвратительную медвежью услугу. И наблюдаем мы типичную контр-революцию: о настоящих героях опять ни слова...

А заодно нам «втирают» про якобы «легендарных» «Самоцветов», которые - слышите, поколение Next? - на самом деле благопристойно пели комсомольские песни, начальству настроение никогда не портили, по кочегаркам портвейн не пили и... никакими кумирами не являлись, хотя пара приятных слуху песенок про школьную любовь у них есть. ...Во, приведу понятный вам пример, о младёжь: есть такой певец Дмитрий Маликов - сын основателя «легендарных» «Самоцветов» Юрия Маликова. Обаятельный, умный, с консерваторским образованием молодой человек. Милый, в общем. И песни у него, на самом деле, очень милые. А что, нравятся мне его песни! Ну правда ведь, хороший певец! И песни у него хорошие, только... не легенда он, согласитесь... «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! ...Но не орёл!»...

Вот так я думаю. Такое вот ощущение при лицезрении «ДОстояния РЕспублики». ...«А царь-то, говорят, ненастоящий!!!»

P.S. На сайте «Калининградсити» я как-то писала в своём блоге о программе местного Театра Эстрады «Музыкальный союз» http://www.kaliningradcity.ru/ru/blogs/Tatyana/muzukalnuiy_soyuz_dva_odnom.php. Там примерно та же художественная идея была заявлена. Я написала свой отзыв, и он - просто поразительно! - оказался очень похож на сегодняшний пост. Чем же оказались похожи эстрадная программа местного Театра и программа на Первом ТВ-канале? Мерой провинциализма. В самом плохом смысле этого слова.

70-ые? j, общество, телевидение, кумиры, Советский Союз, 80-ые, СССР, эстрада

Previous post Next post
Up