Jan 10, 2012 11:26
Моим детям фильм понравился. Поэтому я шла в кино с искренним желанием, чтобы мне фильм тоже понравился, - чтоб оказаться "на одной волне" со своими детьми. В то же время я, как человек аналитического склада ума, понимала, что создать гениальное кино о гениальном человеке - задача практически невыполнимая.
Мне фильм, честно скажу сразу, не понравился. Почему? попробую "разложить всё по полочкам", изложив свои впечатления с минимумом эмоций, даже сухо - в общем, не "жестоко расчленяем хладной сталью нежную живую плоть", а тупо препарируем лягушку.
Ну, во-первых, надо разделить свои впечатления на две, так сказать, части: впечатления от фильма как художественного произведения и свои ощущения на тему "Высоцкий - каким он предстал в фильме и какой он был на самом деле" (похож-не похож, за кого вы - за красных али за белых за Никиту или Марину и тому подобные споры).
Итак, фильм "Высоцкий..." как художественное произведение. Представьте, что в фильме нет Высоцкого, а есть всё остальное. Что осталось бы? Да практически ничего.
Скучноватая (особенно в первой части), затянутая история о бессмысленной работе сотрудников КГБ, транжирящих государственные деньги на прослушку артистов (и сразу зрительское недоумение: что уж там такого в этом артисте, если столько сил тайной службы направлено на контроль за ним?!). Занудная экранная картинка: беспрерывно курящие в своих тайных комнатах с магнитофонами кэгэбэшники и захудалая (несмотря на восточный базар) советская Средняя Азия.
История про то, как наркоману дозу привезли, поэтому сначала он был злой, грустный и чуть не помер, а после дозы стал весёлый и добрый.
Есть в сценарии интересные и даже душевные эпизоды, но их не так-то уж и много на полуторачасовой фильм.
Актёры в данном фильме - отдельная "песня". С маниакальным упорством в один фильм за другим заталкивают Ваню Урганта - прекрасного, талантливого шоумена и ни-ка-ко-го актёра. Неужели факт появления этого имени на афише перевешивает очевидную актёрскую беспомощность?! Фильм нашпигован и другими физиологически не очень приятными лично для меня актёрами, но это уж вопрос вкусовщины (осознаю!).
Кто из актёров запомнился со знаком "плюс"? Оксана Акиньшина, сыгравшая подругу Высоцкого, Сергей Шакуров был очень убедителен в крошечной роли отца, врач-узбек... Отдельно упомяну Дмитрия Астрахана. Астрахан, чьи режиссёрские работы я терпеть не могу, в этом фильме проявил себя как очень талантливый актёр. На мой личный взгляд, его актёрская работа была самой сильной. Вот, пожалуй, и всё.
Главная неудача фильма - безусловно, "Высоцкий". И дело, может быть, даже не в чудовищном гриме (хотя и в нём тоже, посмотрите на любую фотографию Высоцкого, посмотрите фильмы: у человека было не крупное заострённое к низу лицо с небольшим подбородком, а что мы видим на экране?! Чудовище с квадратной челюстью - нечто среднее между Терминатором и мертвецом из какого-нибудь "ужастика"). Абсолютно беспомощная актёрская игра т.н. "Высоцкого". Из-за ответственности? Из-за того же пресловутого грима? Возможно.
И вот тут я плавно перехожу ко второй части анализа.
Как мне кажется, мне, моему поколению и людям постарше невозможно воспринимать Высоцкого таким, каким он представлен в этом фильме, даже не потому, что у каждого из нас давным-давно сложился образ "своего" Высоцкого. У нас накоплено гораздо больше информации, чем у 20-30-летних, и поэтому мы видим в этом фильме гораздо больше.
Допустим, я не могла не заметить, что молодой актёр, озвучивающий Высоцкого (не важно кто), скопировал интонации Высоцкого из фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Пересмотрите, интонации - один в один! Но ведь там Высоцкий ИГРАЛ РОЛЬ! К слову, замечу, что работа в "Сказе..." самому Высоцкому не нравилась! То есть в фильме "Высоцкий..." сам Высоцкий говорит не своим голосом, не своими интонациями, а голосом и интонациями своей роли из нелюбимого фильма!
Можно спорить до хрипоты, на самом ли деле Высоцкий находился в тот период в такой степени физического краха и разбитости, как показано в фильме. Была тогда клиническая смерть? Была. Но, граждане хорошие, в тот же период Высоцкий снимался в фильме у Говорухина "Место встречи изменить нельзя"! Вы разве видите там развалину-наркомана?! Даже в самом последнем ТВ-концерте, где Высоцкий далеко не в лучшей своей физической форме, мы не можем не почувствовать его энергетику, его личностную мощь и актёрский потенциал - то, что делало Высоцкого Высоцким!
Почему вообще сын Никита снял фильм про отца именно в такой период отцовской жизни, почему мы видим Высоцкого В ПЕРВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ ПРО Высоцкого через призму алкоголизма и наркомании?
Лично я ответила для себя на этот вопрос так: потому что Никита запомнил его именно таким, он не знал его другим! Когда умер отец, ему было всего 16, понимаете? Он в своём осознанном возрасте не застал отца в расцвете сил и духа, он в свои редкие и не длительные встречи с отцом запомнил его примерно таким, каким мы и увидели его в фильме сына.
Имел ли он право на такой фильм? Я считаю, что безусловно. Я уже писала как-то по другому поводу (выход книги сына Фатеевой, где тот нелицеприятно отзывается о своей знаменитой матери), что детские обиды на родителей бывают очень сильны, они мучают повзрослевшего ребёнка всю жизнь, и облегчение может принести только выплеск этой обиды на бумагу или экран. Имел ли Никита такую (возможно, неосознанную) обиду на отца? Скорей всего, да.
Для подавляющего большинства зрителей образ Высоцкого от этого не потускнеет. Жаль только, что многие юные зрители после фильма будут в глубоком недоумении: "И этого никакого наркошу мои родоки считают гением?! ну что с них взять..."
Впрочем, как я уже упомянула, моим детям фильм понравился. Наркотой их, современных отпрысков, не удивишь - их музыкальные кумиры через одного наркоманы, от Курта Кобейна до Эми Уайнхаус, а в фильме они увидели, безусловно, "про любовь, нежность и преданность". И на том, как говорится, спасибо.
Хотя, конечно, моё личное отношение ко всему, что связано с наркотиками, крайне, предельно отрицательно, я ненавижу малейшую романтизацию жизни наркомана и с наркоманом, но это тема отдельного разговора.
Кстати, вполне допускаю и верю, что "бытовая" правда в фильме есть: насколько уже сейчас, со стороны и "с высоты прошедших лет" можно судить, рядом с Высоцким - гениальным поэтом - крутились мелкие и даже никудышные "друзья". Ну, так оно почти всегда так в реальной жизни бывает: пустых людей тянет к сильным личностям, а гении слишком глубоко погружены в то, что дано им свыше на мУку и счастье.
P.S. Саня, надеюсь, ты не в обиде и печали, что появилась вот такая моя рецензия на фильм, который вам с Никитой очень понравился? :)
российское кино,
кино,
Владимир Высоцкий,
кинематограф