20 лет прошло, с ума сойти!
Сегодня в ЖЖ актуален вопрос: "А кем ВЫ были до семнадцатого года?" "Чижик-пыжик, где ты был?" "Помнишь ли ты, как счастье нам улыбалось..."
В общем, "бойцы вспоминают минувшие дни".
Я на этот вопрос ответила два года назад постом
http://tanyamarch.livejournal.com/17495.html.
Так как с тех пор ничего не изменилось ни в ощущении прошлого, ни в понимании настоящего, - то я делаю перепост самоё себя двухлетней выдержки.
В прежний текст добавлено лишь одно слово: "БОЛЬНО".
Так что, старые верные френды, читающие мой блог не первый день, например, smpl-mn и galina-vr, данный пост могут смело в своей френд-ленте пропустить.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Про стремительно нарастающий социальный пессимизм я уже писала, не хочется повторяться. И можно было бы эту тему больше не затрагивать, но я нутром чую (можете считать это проявлением безошибочной женской интуиции), что этот общественный пессимизм стремительно трансформируется в тяжкое ощущение надвигающейся катастрофы. Тягостное, не вполне определённое, но это чувство приближения некой критической точки однозначно есть. Причём ведь точно знаешь и про причины, и про механизмы развития событий, знаешь, что конкретно не так, и что надо было бы сделать (об этом пишут и говорят очень многие люди почти одними и теми же словами!), и... с отчаянием понимаешь, что ничего изменить не в силах. Ничего.
Только вот ежегодный августовский якобы рок над Россией тут не при чём.
Впрочем, я о другом хотела написать (хотя это, безусловно, имеет отношение к тому, что сказано выше).
Я обратила внимание, что в блогах не очень-то вспоминают и комментируют очередную годовщину августовского путча 1991 года. А вы не задумывались, почему? У меня есть одно предположение.
Людям стыдно И БОЛЬНО. Неловко как-то.
Ведь что происходило в стране ровно восемнадцать лет назад? Это было фантастическое время!
И прежде всего это было время невероятной, непередаваемой, Великой Надежды. Вдруг, внезапно, нежданно-негаданно ниоткуда возник шанс. Шанс для нас всех и для наших детей. Шанс, который выпадает один раз в сто (или тысячу?!) лет. Боже, какие светлые, одухотворённые лица были тогда у людей! И на своём Дальнем Востоке мы смотрели прямые трансляции Съезда народных депутатов в три часа ночи.. И плыл по московским улицам российский (уже российский!) флаг, удерживаемый десятками, сотнями рук...
Это была Надежда, которую по своей страстности я могу сравнить только с Надеждой людей, доживших до девятого мая сорок пятого: Победа!!! И вот теперь начнётся новая, удивительная, светлая жизнь, она просто не может не начаться!
...Новая, удивительная, светлая жизнь не началась ни в 1945-м, ни в 1991-м... И милые романтичные люди, защищавшие в 1991-м Белый Дом, чувствуют себя сегодня дураками. «Нас развели, как лохов». «Нас поимели» (правда, это уже лексика наших лет, в августе 91-го таких слов ещё не было)...
Поэтому не ищите в топе рассуждений и воспоминаний о драматических днях 1991-го года - их не будет. Стыдно. БОЛЬНО. Неловко.
Нет, это неправильно! Не надо себя стыдиться! Мы тогда чистыми были. И честными. Мы любили свою страну (хотя... надо быть точной: какую страну мы любили? Советский Союз? Но разве не голосовали мы за разделение СССР и за новую-старую страну Россию?!).
Мы гордились собой и теми, кто говорил яркие правильные слова с наспех устроенных трибун в виде танков и других не менее экстравагантных атрибутов того времени. Мы верили, что у нас всё получится, и что впервые в России эфемерные понятия «Свобода» и «Справедливость» обретут плоть и кровь.
…Плоти - растерзанной - и крови - из ран - за эти годы получилось действительно много, а вот Свобода и Справедливость всё так же зыбки, как до августа 1991-го. Про справедливость сегодня правильнее было бы сказать «растоптанная», потому что повсеместное унижение человеческого достоинства стало обыденной нормой и стабильно подпитывается новорусской алчностью, снобизмом и бесстыдством...
Почему всё так получилось?!