Известно, что, когда всяким там шойгам пеняют на то, что они ни хрена не умеют работать при чрезвычайных ситуациях, они обычно огрызаются, что, мол, не только у нас бывают всякие природные катастрофы. Вон Калифорния горит, Нью-Орлеан к едрене фене затопило, и, мол, мы не первые, мы не последние. Работаем, как умеем и не хуже других. Правда, при этом умалчиваются две вещи: что сделали с американским коллегой Шойгу после Нового Орлеана, и как на самом деле организована "у них" система помощи гражданам при чрезвычайной ситуации. Лично мне не довелось видеть работу американской FEMA, но с тем, как австрияки борются с бедствием, познакомился на собственной шкуре. Правда, там был не пожар, а сильнейший за 300 лет потоп. Точнее, неизвестно, за 300 ли. Просто изучение уровня горных рек там ведется 300 лет - с 1701 года. Так вот за последние 300 лет точно ничего подобного не было.
Итак, дано: Австрия, земля Тироль, долина Иннталь, симпатичный альпийский городок Ландек, 8 тысяч населения, центр одноименного района. В район также входит знаменитый горнолыжный курорт Ишгль, главный конкурент Куршевеля и Аспена. Рядом - Италия, Германия и Швейцария. От центра земли Тироль - Инсбрука, 80 км по автобану или 35 минут на поезде.
Ландек расположен в месте слияния двух бурных, но мелких горных речушек - Инн и Санна.
Промышленность - химзавод Донау, где делают карбид и нечто вроде завода точной механики, где строят пятикоординатные станки для EASA, NASA и других солидных организаций. Весьма развит туризм, каждое третье здание в городе - отель. Четверть жителей - фермеры, возделывающие поля вокруг города. В городе имеется больница с лучшим в Австрии травматологическим отделением, пожарная часть, полицейский участок и отделение жандармов. В городе и вокруг куча достопримечательностей, расстояние до которых принято указывать в минутах ходьбы:
То лето в Тироле было самым дождливым за всю историю наблюдений:
Сирена гражданской обороны завыла в 2:45 ночи. Она прогудела трижды, что означало: тревога не учебная, сбор пожарных, сбор добровольных пожарных.
Народ оделся и бросился к двум пожарным депо - городских пожарных и добровольных. В это время у мостов уже сияли мигалки полицейских машин - мосты были перекрыты. Ничего чрезвычайного, кроме людей на улицах и объявлений "Ахтунг, ахтунг, траляля, траляля" не происходило. И тут... погасло уличное освещение, раздался грохот, по руслу реки Инн пронесся вал воды, снося деревья и расположенные у реки столбы. Полицейских у мостов повалило с ног, но, к счастью, не смыло. Оказалось, что тревога в городе была объявлена в момент, когда высоко в горах рвануло плотину, которая сдерживала дождевые потоки. И вот вал воды дошёл до города. К этому моменту в угрожаемой зоне у реки в домах не осталось ни одного человека. Всех до прихода волны успели поднять и эвакуировать. Занимались этим городские пожарные. После прохода волны Инн и Санна превратились в бурные потоки мутной воды.
Утром это выглядело так:
Жандармы перекрыли опасные места:
Тирольскую гидроэлектростанцию стали обкладывать мешками с песком:
Мосты перекрыли из-за угрозы обрушения:
Немедленно после того, как провыла сирена, добровольные и городские пожарные, свободные от дежурства, собрались у своих депо. Туда же подошли все работоспособные жители, ставшие добровольными спасателями. Из них сколотили бригады, которые обкладывали мешками с песком угрожаемые строения, а также назначили часовых на перекрытых мостах. Ибо жандармы и полицейские были нужны в других местах. На фото пожарный инструктирует симпатичную девушку Кристин на предмет того, что, если кто поедет, ему надо говорить сначала Хальт и Цурюк, а потом Данке шён за понимание.
Городские пожарные рассредоточились по городу:
Пожарные автонасосы откачивали воду из подвалов. В первую очередь жилых домов, во-вторую - магазинов:
Тут надо пояснить, чем добровольная пожарная охрана отличается от городской. Дело в том, что содержать большую профессиональную пожарную дружину муниципалитету дорого. Поэтому в городе есть прекрасно оснащённая небольшая пожарная часть, которая способна потушить, скажем, один-два дома. Но, если загорание серьёзное, то городская сирена воет дважды и на помощь профессионалам приходят отлично подготовленные добровольцы, которые в обычное время работают на своих обычных рабочих местах - рабочими, официантами, водителями и т.п.
Это вот городские пожарные Ландека:
А это едут добровольные пожарные городка Гринс:
А это машина добровольных пожарных деревни Тобадиль:
Быть добровольным пожарным круто и почетно, хоть за это и не платят ни фига. Профессиональным пожарным быть ещё круче - конкурс до 40 человек на место.
В момент прорыва дамбы погибло 12 человек. Несколько тысяч оказались отрезанными в горных селах и городах. Курорт Ишгль с 15 тысячами туристов также оказался в блокаде. С едой проблем не было - в городе два супермаркета с приличными запасами. Проблема оказалась с водой, но воду моментально доставили военными вертолётами. Содержателям отелей в Ишгле власти и страховые компании сообщили, что, если у них есть гости, у которых заканчивается срок проживания, оплату их пребывания и питания до деблокирования города следует отнести на счёт ущерба от наводнения. Канцлер Австрии объявил, что на ликвидацию последствий катастрофы правительством "открыт неограниченный кредит". Туристов, которые пожелали немедленно покинуть Ишгль и другие курорты Тироля, вывозили военными вертолетами в аэропорт Кранебиттен, откуда они улетали на родину. Часть туристов предложила свою помощь в ликвидации последствий и эта помощь была с благодарностью принята.
В полдень выглянуло солнышко и прекратился дождь. Тут же начались две операции - спасательная и восстановительная. Спасательную операцию взяли на себя военные и профессиональные пожарные, а восстановительную - добровольные пожарные и гражданские компании.
Автор текста и фото - Всеволод Махов, так же известный как Шарль Латэн.
Оригинал, причём более полный и с бОльшим количеством фото, -
здесь.