В 1971 году в Карловых Варах сын художника Василия Васильевича Верещагин закончил книгу воспоминаний об отце. Сейчас я ее читаю. Воспоминаний не так много, потому что художник погиб, когда сыну было всего 12 лет. Погиб на броненосце "Петропавловск", который подорвался на мине. Но хотя воспоминаний немного, они очень яркие. (Я вот, например, вообще плохо помню свои 12 лет. Наверное, возраст еще не подошел для воспоминаний :) )
До этой книги я, как и многие, знала Верещагина по двум картинам - "Апофеоз войны" (это где пирамида из черепов) и "Двери Тимура (Тамерлана)". О жизни хуждожника я не знала ничего. Совсем ничего. Оказалось, он воевал. Много ли известно хороших художников, которые воевали? А он не просто присутствовал на поле боя, он не был наблюдателем. Он участвовал в битвах наравне с другими бойцами.
Факт: в 1868 году он оборонял самаркандскую крепость. Защитников было всего 500 человек. В течение 8 дней они отражали атаки 20.000(!) осаждающих и крепость удержали. Солдаты говорили: "Не будь Василия Васильевича, не удержали бы мы крепость." За этот подвиг он был награжден офицерским Георгиевским крестом за храбрость и мужество.
Его картина "Пусть войдут" - эпизод той битвы. На переднем плане - офицер с саблей в руке. Это близкий друг Василия Васильевича, генерал Назаров.
Твердостью характера Верещагин отличался не только на поле боя, но и в жизни. Он был требователен к себе, и к другим, близких людей у художника было немного, и круг людей, имевших право входить в его мастерскую, был очень небольшой. Не делал он исключения даже для высокопоставленных особ.
Известен случай: однажды великий князь Владимир Александрович, предизент Академии художеств кстати, пожелал посетить художника в его мастерской. Верещагин отказал князю, на что тот заявил: "А я все же приеду!" Рассерженный Верещагин ответил: "А ко мне все равно не попадете! У меня собаки злые".
Трудно себе представить, чтобы кто-нибудь из ныне признанных художников так говорил с человеком власти, даже ради скандального "пиара". Верещагин не был придворным художником. И хотя его талант был признан во всем мире, а выставки с успехом проходили в Европе и в Америке, в родной стране за 30 лет правительство не приобрело ни одной его картины.