Вчера была на выставке Николая Рериха в Русском музее. Сразу скажу, фоток не будет :) Меня в последнее время стала угнетать необходимость все визуально документировать для своего журнала, поэтому просто гуляла по выставке, смотрела и размышляла. Впечатлений много, соответственно много букв :)
Есть художники, в которых влюбляешься сразу и как-будто растворяешься в них, а есть те, чье творчество кажется чужим, непонятным, но от этого не менее прекрасным. Вот Рерих для меня относится ко второй категории. В его картинах есть некоторая суровость, первобытность и простота в хорошем смысле этого слова. А еще реализм!!! Кто был хоть раз в горах, тот это подтвердит :)
Рисуя очень реалистичные картинки, я всегда переживала, что ухожу в дословный пересказ и слишком увлекаюсь натурой.
Мне было трудно понять, где находится грань между творчеством и простым копированием. Ответы на эти вопросы я нашла в истории русской живописи, в частности в книгах про В.Боровиковского, В.Тропинина, И.Крамского. Подтверждение своим выводам и их продолжение я нашла в словах Николая Рериха (Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.:Изобразительное искусство, 1974. С.176). Этот отрывок напечатан в альбоме Русского музея, подготовленный к выставке.
Как я понимаю коллекционеров, которые покупают произведения искусства в частную собственность ))) Бывают картины, с которыми не хочется расставаться, но уходить с выставки надо было :) Я не удержалась и купила себе этот огромный альбом Рериха, надеясь хоть так оставить у себя частичку увиденного.
Но дома меня ждало небольшое (а к вечеру очень большое) разочарование ((( Все цвета ужасно навраны!!! Это особенно чувствуется, когда ты только что видел оригинал, он тебе понравился, и ты простоял перед ним не один час. Огромный дорогой альбом, напечатанный в Италии (!!!), издательство самого музея, сотрудники которого могут видеть оригинал (!!!)...
У меня есть маленький альбом с репродукциями картин Русского музея 1988 года, в котором есть две картины Рериха. Удивительно, но 26 лет назад могли печатать лучше. А еще сразу вспомнила свои
книги про Матисса издательства Taschen. Всего 400 руб. и никакого разочарования от увиденного; жалко только, что мало.
Не буду показывать страницы из нового альбома с явными для меня пересветами и затемнениями. В целом, если абстрагироваться от того, что это должен быть Рерих, можно получить порцию цветотерапии :)
"Монголия.Поход Чингиз-хана" (1937-1938), Государственный музей Востока, Москва
Но, конечно, лучше сходить на выставку!!! Корпус Бенуа, до 7 июля :)
"Ждущая" (1941), Государственный Русский музей, СПб
UPD. Пару фоток из альбома с тем, что меня расстроило.
А это из альбома 1988 года. Может быть не самое лучшее качество, но уж точно ближе к тому, что я видела вчера на выставке.
Это моя печаль - одна из понравившихся работ (ее часть). Первым делом стала искать их в новом альбоме. Где тот чудесный зеленый цвет??? Почему все стало синим???
Еще одна понравившаяся картина - все стало несколько светлее и плоско. И так еще на некоторых картинах, где только сине-голубые горы и облака. Но мне было сложно сфотографировать эту работу, чтобы довести хотя бы до изображения в альбоме, и я сейчас вообще без фотошопа живу (мой ноутбук сломался) :)