http://artpolitinfo.ru/nikola-zimniy/?_utl_t=lj Никола Зимний | видео - АртПолитИнфоСвятой Никола - Русский Бог*
Согласно исследованиям многих этнографов, филологов, собирателей фольклора Святой Николай занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Он наиболее чтимый русский святой, «почитание которого приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа», пишет Б. Успенский. Это особое положение Николы на Руси неоднократно отмечали иностранные наблюдатели, замечая что «русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу». Подмечали эту особенность не только иностранцы,так, некий инок Афанасий, сторонник еретика Феодосия Косого, утверждал:
Николу… аки Бога почитают православнии…
Весьма наглядно наблюдение С. Маскевича, который писал в 1609 г:
В случае… убедительной просьбы русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, но ради Николы…
Еще в конце XVIII в. встречались священники, исповедующие Николу как Бога. Так, в 1781 г. епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот:
Святителя Николая почитает Богом…о Христе Спасителе никакого понятия не имеет…
Феофан Прокопович специально оговаривал в поучениях простолюдинам:
дабы святого Николая не боготворили (так как те) память святого Николая выше Господских праздников ставят…
Так же на Руси существовало представление, что Никола входит в Троицу, как пишет Успенский: Еще .в XIX-XX вв. можно встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. По свидетельству Вармунда, посетившего Россию в конце XVII в., русские могли даже считать Николу четвертым лицом Троицы… Таким образом неудивительно, что в фольклорных текстах Никола может смешиваться с Богом. К примеру:
Теперь благослови, Боже Господи, Божья Мать, Пресвята Богородица, Свет сударь Микола Многомилосливой… // Помолюсь я, красна девица, Самому Христу небесному, Пресвятой я Богородице: Сохрани-помилуй, Господи, На сегоднешний великой день [т. е. день свадьбы]. Помолюсь я, красна девица, Я Николе Многомилостиву: Сохрани-помилуй девицу, Святый Никола Многомилостивый! // Вставает Ванька по утру ранешенько, Умывается Ванюшка белешенько, Трется в миткалиново полотенышко, Молится Миколы Можайскому, Още Пресвятой Богородицы, Самому Христу, Царю небесному: «Вы храните меня, милуйте»…// И мне-ка стать да перед Спасом - Богородичей, И мне-ка Господу бы Богу помолитися… И три поклона положить да во сыру землю; И как первой поклон - Пречистой Богородице, И мне другой поклон Миколы-то Угоднику, И мне третей поклон Бладыке-то Всевышнему… //И я молилася ведь кланялась, И Пресвятой да Богородице, И Всевышнему Святителю, И я Миколе свет-угоднику… //И говорит стар-казак Илья Муромец: - Уж вы ой еси руськи богатыри! Надо нам итти во Божию церковь, Во Божью церковь, Богу молитися, Помолит(ь)ся Спасу Вседержителю, А затим и Миколу-то святителю, А затим присветой Матерь-Богородице… //Говорит-то им Василей Касимирович: «Уж вы ой еси, дружина моя хоробрая! Уж пойдёмте мы, робята, во Божью церковь, Мы помолимся, робята, Восподу Богу, А тому-же нонь Спасу Вседоржителю, Присвятой Матери Божьей Богородице. А тому-же ка.к Миколы свет-Моженскому [т. е. Можайскому]…
Весьма характерны и народные белорусские а так же украинские молитвы и колядки, которые приводит Успенский: Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святой Миколи, Троицы и Покрови, - ты Господи с помоччу, а я с словом…Господу Богу помолюся и святой прачистой поклонюся, святому Миколи, Троицы и Покрови, и ясному месяцу, правядному сонийку и частым звяздом, усей святой сиди нябесной… //В украинских колядках говорится о церкви с тремя дверьми: одними ж дверци сам Господь ходить, другими дверци - Свята Пречиста, третими ж дверци - святый Николай. При этом из слез Николы в колядках образуется река, в которой купается Господь, или же источник, в котором Богородица белит ризы…
В народном фольклоре Никола иногда прямо именуется фольклоре непосредственно «богом»:
Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону, На тихом Дону середь лета о Пе[т]рова дни да пересохнут, Ты не дай-же Бог, Никола во крещенския морозы перемёрзнути…
Федотов указывает на случай, когда фраза «Микола святитель Богом силен» превращается в духовном стихе в «Святитель Микола, силен Бог наш». Так же Никола назывался:
«морским богом», «бурлацким богом», «пивным богом», «общим богом»...
О том же говорит и народная молитва на сон грядущий:
Около нашего двора Иисусова молитва, Николина ограда - тын медный, ворота железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода…
или традиционное напутствие:
Никола в путь, Христос подорожник!…Бог на дорогу, Никола в путь!..
Весьма примечательно, что почитание Николы от русских перешло к инородцам, которые именовали его: Никола Русский Бог Ричард Джемс в своих записях 1618-1619 гг. приводит русскую поговорку: «Христос воскрес, Микула выручай». Ассоциация Николы и Христа может отражаться и в свадебном обряде, когда невесте дают икону с изображением Богоматери, а жениху полагается икона Спасителя или Николы. Успенский отмечает, что Поговорка «Никола с нами!» может рассматриваться как трансформация выражения «С нами Бог!», и подытоживает:
В русском религиозном сознании вера в Бога как бы предполагает в качестве непременного условия веру в Николу, соответственно непочитание Николы закономерно рассматривается как ересь…
Леклерк говорил, что «у русских св. Николай считается патроном их отечества». В доказательство этому наблюдению можно привести такую легенду:
Незадолго до татаро-монгольского нашествия священнику Евстафию из Корсуни (Херсона) во сне явился Никола, потребовав взять его образ из церкви и отправиться с ним на Русь. Долго Никола вел священника и его семью, пока не выбрал местом остановки городок Зарайск. Вскоре на Русь двинулась татаро-монгольская орда. Одним из первых городов, павших под натиском завоевателей, стала Рязань, а вот Зарайск, входивший в то время в Рязанское княжество, уцелел, что было приписано спасительной силе иконы. К выстроенному в Зарайске храму, где хранилась икона Николы, веками стекались паломники. Ездили на поклонение и московские князья, а потом цари…
Образ святителя Николая можно было увидеть практически в любом православном русском доме; перед его образом русские люди молились о помощи во всех более или менее трудных обстоятельствах своей жизни. На Руси приговаривали:
Нет за нас поборника супротив Николы… Попроси Николу, и он скажет: Спасу… Оставил вор на дороге - Никола подбери… Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле… От Холмогора до Колы тридцать три Николы… Что криво и слепо, то Николе свету и т.д.
Храмы Святого Николая часто ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Русские мореходы нередко хранили у себя икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу и молились святому об избавлении от кораблекрушения и бури; при этом в сказании о святых указывалась особая молитва св. Николаю об охранении на водах. Земледельцы же исстари молились святому Николаю об урожае, о большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники он спускается с небесных полей и шествует по всей Руси, обходя ее из конца в конец, а от него бегут прочь все духи тьмы и сама земля очищается от всего нечистого; в связи с этим в народе говорили: На Николин день зови друга, зови врага - оба будут друзья… Праздники Николы на Руси в старину отмечались очень торжественно и сопровождались многими обрядами. При этом одним из главных событий праздника были так называемые братчины, или никольщины, продолжавшиеся иногда несколько дней начиная с 6 декабря ст.ст. и представлявшие собой праздничные пиршества с пивом и брагой из зерна нового урожая. Начинались никольщины обычно во время храмового праздника в честь святого Николая: все поселяне собирались в церковь, где служили святому Николаю молебны, ставили ему сообща большую свечу, а затем собирали вскладчину трапезу на всех. Пиршество происходило обычно у часовни или около сельской церкви, иногда даже в церковной трапезной, причем для него традиционно закалывали быка, которого для этой цели либо выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги. В принципе, подобные братчины могли устраиваться в разных местах по-разному. Например, кое-где никольские угощения устраивались по домам, для отдельных семей, причем молодежь в подобных “никольщинах”, как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших их сыновей (большаков), наиболее уважаемых представителей деревенских родов. На никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи, хотя обычно в избранном и ограниченном числе; при этом отказ от складчины и уклонение от празднования порицались, и такого домохозяина изводили насмешками в течение целого года, нередко не давая проходу от укоров и даже брани (прощение виновный мог заслужить лишь покаянием: он должен был призвать священника с молебном и выставить всем соседям обильное угощение). Гостей, приходящих к празднику никольщины, традиционно потчевали пивом, приговаривая: «Холодненького с гвоздя» (т.к. цедили пиво обычно из бочки посредством деревянного гвоздя или крана); поэтому в народе про Николу Зимнего говорили: В Николин день во всяком доме пиво… Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют, и т.д. В народных верованиях Николай-Угодник, противопоставлялся небесному Илье-Пророку. Так, например, в Пензенской губернии рассказывали следующую легенду: Однова мужик посеял рожь и, как управился, пошел в воскресенье в храм Божий и взял с собою алтын (3 копейки) и свечку. Только эта, купил мужик свечку и задумался: кому ее ставить. Видит он, что народ ставит Миколе, пошел и сам к Миколаю. Поставил свечку, отвесил поклон и молится: «Микола, батюшка милостивый, отец родной! Уроди ты мне ржицу». А пророк-то Илья услышал мужикову молитву и осерчал. «И что это, - говорит, - мужик Миколу все просит, а не меня: чай, я не хуже Миколая-то? Вот погоди, придет лето, пущай Микола уродит мужику рожь, а я возьму да градом и выбью». Услыхал эти слова Микола милостивый и тоже осерчал: «Ан нет - не выбьешь». - «Ан, выбью». Вот они и заспорили. Послал Микола дождь, и рожь у мужика выросла лучше всех. Радуется мужик: «Ну, думает, и зашибу я деньгу». А того и не знает, что пророк-то Илья на его рожь с неба посматривает и все норовит, как бы ее градом хватить. Только и Микола не дремлет: приходит, это, он к мужику и говорит: «Продай рожь не жамши». Мужик послушался и продал: ржи в тот год у всех были плохи, и ему за его хорошую рожь - эва сколько деньжищ сосед отвалил. Вот пришла жатва, а Илья-то не знал, что мужик продал рожь, и такой ли град послал, что вся рожь полегла на землю. Тогда Микола опять явился к мужику и говорит: «Ты, мужик, купи рожь-то свою побитую». Мужик послушался и, почитай, задаром взял свою рожь назад. А Микола тем временем послал дождь и поднял рожь с земли, и опять у мужика стала хорошая рожь. Рассердился, разлютовался Илья, когда узнал, как его Миколай обошел, и порешил на следующий год опять побить мужикову рожь, да только Никола опять наставил мужика продать рожь не жавши, и Илья так и остался ни с чем… С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряжения и т.д.; в том числе готовились и костюмы для ряженых. В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Кроме того, к празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили: Цены на хлеб строит Никольский торг… Никольский обоз для боярской казны - дороже золота, и пр. Другие пословицы и приметы, приурочивавшиеся ко дню св. Николая, касались преимущественно урожая, погоды и вообще состоянии природы:
Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего (весеннего)… Хвали зиму после Николина дня… Первые серьезные морозы - Никольские… Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять… Перед Николой иней - овсы хороши будут… Иней на Николу - к урожаю… Что Михайла Архангел закует, то Никола раскует… Варвара заварит, Савва засалит, а Никола закует… Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает и т.п.
Так как Николай Угодник считался покровителем тех, кто находился в пути, то в древних русских городах нередко одну из проезжих крепостных башен называли Никольской. Путник, выезжавший через ворота этой башни, надеялся, что сам Никола благословит его. Есть Никольская башня и в Московском Кремле. Соответственно выбирались и места для посвященных Николе храмов: при больших дорогах, на выезде из селений или на берегах рек, которые в старину служили оживленными путями торговых и политических сношений. В Москве имелась церковь Николы Мокрого, обозначающая конец речного пути. Народные прозвания Никольских церквей и монастырей разнообразны и самобытны. Встречаются названия, за которыми стоят целые легенды. Так, по преданию, Сергий Радонежский благословил своего ученика Мефодия поставить новую обитель около речки Яхромы под Дмитровым. Мефодий усердно трудился, возводя храм во имя Святителя Николая. Бревна для храма он носил вброд через речку, «пешим», отчего и монастырь прозвали Никола Пешношский. А один из рязанских монастырей носил название Николы Лапотного. По документам XVII века на берегу Оки (под Шиловым) значилась «пустовая», отживающая свой век Никольская церковь. Местная легенда гласит, что один старик-крестьянин дал обет поставить на этом месте новый храм, а чтобы собрать на это деньги, плел и продавал лапти. Для осуществления этого наивного замысла не хватило бы остатка стариковской жизни, если бы о крестьянине не узнал Петр I, плывший по Оке в Нижний Новгород, чтобы отправиться в Азовский поход. Петр повелел купить у мужика весь запас сплетенных им лаптей. На эти деньги и была возведена церковь, а вскоре около нее возник маленький монастырь. Известно, что в этот монастырь делал вклады царевич Алексей Петрович.
А под Вологдой в Никольском уезде бытовало предание о том, как из местной церкви несколько раз уходила икона Николая, рассердившись за что-то на священника. Наконец тот решил отпилить ноги у беглеца-святого, изображенного на иконе, но был поражен слепотой.
Примечание: * Материал подготовлен на основе работы Б. Успенского «Филологические разыскания в области славянских древностей» и сборника «Славянские праздники»
Полностью читать на
сайтеИсточник:
http://artpolitinfo.ru/nikola-zimniy/