Б. Кустодиев. Сумерки в Судиславле
Приезжаю в Судиславль и думаю: "Здесь невозможно жить". Осаждённый невидимыми врагами город. Стаи ворон живут в развалинах церкви Воскресения, их крик не замолкает все три часа, пока мы в Судиславле, и вряд ли они унимаются с нашим отъездом.
Дома полуразрушены, производства нет - даже хлеб привозят из других мест. В магазинах товары из городов Москва или Китай. Есть церковь, музей, алюминиевый памятник Ленину, закрытый универмаг и несколько бюро ритуальных услуг. Город красив, его отчаянное положение обыденно, и он исчезает. По крайней мере, с этим впечатлением я уезжаю.
Приезжающий в Кострому инстранец, посланник благополучной страны считает: "Красиво, много сувениров, но жить здесь нельзя, да мне и не придётся". Гостящая в Москве конезаводчица из Шунги думает : "Ужас, как они тут живут, бедные, это же опасно для здоровья" и рьяно зовёт погостить с месяц на свежем воздухе. Так мы все и ездим по разным городам, для того, чтобы знать как - хорошо жить в том месте, которое сам себе выбрал.