Основная проблема, возникающая при обьяснении альтруизма с позиции группового отбора -- это возможность мошенничества. Если в популяции появится генотип альтруиста, способный как-то распознавать носителей "гена альтруизма" и "гена эгоизма" и отдавать в дальнейшем предпочтение во взаимоотношениях альтруисту, изолируя тем самым эгоиста от взаимовыгодного альтруистического обмена, такой генотип будет иметь еще большую приспособленность и будет вытеснять эгоиста из популяции.
Такой отбор известен, как отбор на реципрокный альтруизм. В - обманщик, пользующийся альтруизмом других индивидуумов, но не желающий расплачиваться за это или расплачивающийся в недостаточной степени. Обманщики живут лучше, чем неразбирающиеся в других индивидуумах альтруисты, потому что они добывают себе жизненные блага, не расплачиваясь за это.
Могут быть и другие способы определения уровня истинного альтруизма у особи, минимизирующие потери в пользу "эгоиста" (или в пользу эгоиста, имитирующего альтруизм). Один из таких способов -- это определение уровня истинного альтруизма у особи по величине N, на которую способна эта особь, как донор.
Если особь воспринимает другую особь, как носителя коэффициента родства r, равного, например 1/8 (т.е., как двоюродного брата) то и любую услугу (любую жертву Х) она будет готова оказывать ей безвозмездно, если эта услуга будет иметь для родственника-реципиента ценность, в более чем 8 раз большую, чем величина Х, (т.е.если N>8). При этом величина Х (величина жертвы) не будет иметь значения, будет ли это помощь в удалении насекомых или спасение утопающего. Это будет выражаться в степени любви к возможному родственнику (реципиенту). Такие чувства, как адаптивные поведенческие признаки, согласно теории kin-отбора должны формироваться в процессе отбора (и как мы знаем, они сформированы). При кажущейся сложности, данный способ определения уровня альтруизма распространен не только в человеческом обществе, но и у различных видов животных. Это способ определения степени доброты, степени хорошего отношения одной особи к другой. Если особи, как реципиенту, не оказана минимальная безвозмездная услуга, хотя для реципиента эта услуга была бы, например в более, чем 300 раз более ценной, чем затраты возможного донора на оказание этой услуги, то ясно, что степень любви (уровень альтруизма) к этой особи (реципиенту) ниже, чем например к четвероюродному племяннику (r=1/256). И в любой другой, более серьезной ситуации, в случае, например, угрозы жизни особи, отношение к ней будет тем же. Величина N, на которую может рассчитывать эта особь, как реципиент, останется неизменной. Альтруист, способный осознавать эту зависимость, повысит свою способность распознавания "генов альтруизма" и "генов эгоизма". Способность обмениваться информацией также может повышать эффективность распознавания.
Таким образом, хотя отбор на реципрокный альтруизм -- это отбор на взаимовыгодные адаптивные признаки, но в наибольшей степени благоприятствовать такой отбор будет истинному альтруисту, как наиболее выгодному реципрокному партнеру, воспринимающему близких и дальних родственников, как носителей степени родства, большей, чем это обусловлено коэффициентом генетического родства r. Основным показателем для такого альтруиста будет не выгода, а степень того родства, которое будет восприниматься им, как истинное родство, как чувство любви к особи своей популяции. Но как "реципрокный" альтруист он должен иметь способность определять наличие этого истинного родства по отношению к себе у других. Он будет разделять особей своей популяции не по признаку "родственник - не родственник", а по признаку "хороший, правильный, добрый родственник - плохой, неправильный, злой родственник".
Таким образом, различные виды взаимовыгодных (реципрокных) отношений будут формировать один и тот же адаптивный признак -- будет идти отбор не на генотип, помогающий избавляться от насекомых, не на генотип, спасающий утопающего или терпящего бедствие при пожаре, а на генотип, испытывающий к особи своей популяции большие родственные чувства, чем это обусловлено коэффициентом генетического родства r.
Такой отбор будет благоприятствовать не только истинному альтруисту, но и эгоисту, наиболее искусно имитирующему альтруизм. Но, поскольку, такой генотип будет очень невыгодным и даже опасным реципрокным партнером, естественный отбор будет благоприятствовать признакам, наиболее эффективно противодействующим такому генотипу. Подтверждение этому -- сформированная эволюцией психология человека. Каждый человек любит истинного альтруиста -- смелого, доброго, бескорыстного. Но никто не любит имитатора смелости, бескорыстия, доброты. Никто не любит двуличия.
Отбор на реципрокный альтруизм, при котором "ген эгоизма" идентифицируется, распознается по поведенческим признакам и изолируется от взаимовыгодного альтруистического обмена - это только одна из форм (один из способов) противодействия "гену эгоизма". Возможна не только идентификация и изоляция, но и идентификация и подавление "гена эгоизма". Такой принцип широко распространен в животном мире, когда "плохой", "неправильный" поступок (поведение) особи наказывается в большей степени, чем возможный выигрыш от такого поступка.
Здесь необходимо остановиться на вопросе, что подразумевается под "геном эгоизма" и почему против него "идет борьба". Свойство "гена эгоизма" (или генотипа - эгоиста) -- это повышение своей приспособленности за счет приспособленности других членов популяции, своего вида. Это потребление ресурса, который не является внешним по отношению к своей популяции.
В процессе вытеснения гена "альтруизма" геном "эгоизма" всегда будет идти понижение приспособленности популяции в целом. Более высокая относительная приспособленность "эгоиста" обеспечивается только за счет внутрипопуляционного, внутривидового паразитизма -- паразитизма на альтруистической среде. После вытеснения "альтруиста" из популяции абсолютная приспособленность у "эгоиста" всегдабудет ниже, чем она была у "альтруиста", он будет менее приспособлен к факторам отбора, к внешней среде. Генотип альтруиста, который будет способен противодействовать такому процессу, который будет способен сохранить свою взаимовыгодную альтруистическую среду, будет иметь больший селективный успех.
Уровень истинного альтруизма в популяции (и следовательно, у каждой особи этой популяции) будет зависеть от способности генотипа распознавать "добро" и "зло", "правильные" и "неправильные" поступки других членов популяции , т.е. степень их истинного альтруизма, и в соответствии с этим оказывать воздействие на "ген эгоизма", изолируя его от взаимовыгодного альтруистического обмена, либо оказывая на него дополнительное селективное давление. Уровень истинного альтруизма в такой популяции может быть более высоким или менее высоким, но он не будет нулевым (относительно уровня родственного альтруизма), поскольку не будет нулевым селективное давление на ген эгоизма (или, по-другому, не будет нулевым селективный выигрыш истинных альтруистов, способных найти друг друга для взаимовыгодного альтруистического обмена).
Если особь будет способна по поведенческим признакам определять, с некоторой степенью достоверности, наличие "гена альтруизма" у других особей, то и отношение к родственникам, как к возможным реципиентам у нее будет с "поправкой" на эти признаки. Данная особь, как донор будет жертвовать в пользу одного родственника, как более вероятного носителя гена альтруизма, в большей степени, чем в пользу другого с таким же коэффициентом генетического родства, в пользу одного из братьев больше, чем в пользу другого. Такая особь будет жертвовать частью своей приспособленности или всей приспособленностью (или, что то же самое, например, приспособленностью своих двоих родственников, имеющих коэффициент генетического родства r = 0,5) в пользу группы особей -- реципиентов, вероятностных носителей гена "альтруизма", коэффициент генетического родства у которых с этой особью-донором может быть близким к нулю.
Согласно современной концепции теории эволюции, данная особь будет селективно проигрывать. Но носители гена альтруизма -- "родственники по гену альтруизма" будут распространяться в популяции более интенсивно, вытесняя неносителей.
При родственном альтруизме одна из "элементарных частиц" генотипа -- особь, жертвует частью своей приспособленности, но ее родственник -- вероятностный носитель этого же гена "жертвенности", выигрывает при этом в большей степени. При отборе на реципрокный альтруизм этот вероятностный носитель может определяться с большей степенью точности по поведенческим признакам.
Как ни удивительно, но с селективной точки зрения вероятностный носитель гена "зрячего" альтруизма с коэффициентом этой вероятности, равным, например s, является для такого же альтруиста, точно таким же родственником, как и генетический родственник, с коэффициентом генетического родства r = s, который также является всего лишь вероятностным носителем генов. Не имеет значения, что один является носителем многих разных идентичных генов, в том числе и "гена зрячего альтруизма", с вероятностью наличия оного, равной r, а другой -- только носителем "гена зрячего альтруизма", с вероятностью наличия его равной s. Если все остальные гены, кроме "гена зрячего альтруизма", у каждого из них имеют приблизительно равную селективную ценность, и r = s, то и ценность этих особей, как родственников, равна.
Как уже было сказано, носители такого признака -- гена "зрячего альтруизма", будут вытеснять генотип, не имеющий такого признака, из популяции, т.е. интенсивность их распространения будет выше.
Наблюдаем ли мы адаптивные альтруистические признаки, сформированные "реципрокным отбором" у людей? Конечно. Это чувства и эмоции сострадания, сочувствия, стыда, скромности, человеколюбия, дружбы, патриотизма и т.п.
Брат, относящийся к своему брату, как к особи со степенью родства r =1/2, конечно имел бы более высокую приспособленность, чем брат-альтруист, относящийся к своему брату, "как к самому себе". Это было бы в том случае, если бы его любили так же, как брата-альтруиста. Но поскольку такого брата не любили никогда и нигде, то эта нелюбовь являлась (и является) постоянно действующим фактором отбора, фактором селективного давления. (Данные чувства любви или нелюбви формировались в процессе эволюции, как адаптивные признаки "реципрокного" альтруиста, который является истинным альтруистом, но не является "слепым" альтруистом). Если вследствие этого фактора, суммарное селективное преимущество "брата-альтруиста" будет хотя бы на доли процента выше, "брат-эгоист" (или в данном случае, брат -"неальтруист") будет вытеснятся в процессе отбора.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: чтобы гены "истинного альтруизма" распространялись в популяции, носитель такого гена должен иметь и еще один ген -- ген, побуждающий его благоприятствовать, любить, поощрять носителя такого же гена истинного альтруизма, и неблагоприятствовать, не любить, оказывать селективное давление на ген эгоизма (изолировать его, или изолироваться от него при взаимовыгодном альтруистическом обмене), определяя уровень альтруизма и эгоизма, с некоторой степенью точности, по поведенческим признакам. Такой "зрячий альтруист" фактически будет проводить "самоселекцию" в пользу генов истинного альтруизма, вытесняя "ген эгоизма" из популяции. Такой второй ген можно назвать и геном "зрячести", и геном "самоселекции", и геном "любви к альтруизму".
Чтобы гены "истинного альтруизма" при помощи такого гена "самоселекции" могли распространяться в популяции, необходимо, чтобы селективные потери самого "селекционера" от противодействия "гену эгоизма" были бы минимальными или нулевыми. Как уже было показано, это вполне возможно, например при свободном выборе наиболее выгодного реципрокного партнера, а т.ж. например, при сформированных в популяции специальных структурах, контролирующих и поощряющих склонность к альтруизму и не поощряющих склонности к эгоизму, к потреблению ресурсов, уже добытых другими особями. У животных - это генетически заложенная склонность к иерархическим взаимоотношениям, структурам; у людей - это склонность к формированию правильной, справедливой социальной среды, справедливого социального строя, справедливой власти и т.п. Естественный отбор будет благоприятствовать любым генам, любым методам и механизмам, способным эффективно противодействовать "гену эгоизма".
В процессе эволюции способность отличать альтруиста от эгоиста, не альтруиста, добро от зла будет только возрастать, следовательно будет возрастать и уровень альтруизма в обществе в целом. Альтруизм был всегда, с того момента, когда организм оказался в состоянии отличать полезное от вредного для себя, добро от зла, и соответственно реагировать на это. Ген "слепого" альтруизма нестабилен. Нестабилен и ген эгоизма -- естественный отбор будет благоприятствовать любым признакам, противодействующим гену эгоизма, изолирующим его от взаимовыгодной альтруистической среды. Стабилен ген "зрячего" альтруизма.
Отбор на реципрокный альтруизм будет благоприятствовать не только истинному альтруисту, но и эгоисту, понимающему, что взаимовыгодный альтруистический обмен - это очень выгодно, который будет имитировать альтруизм, совершать альтруистические поступки ради выгоды. Но при любой возможности, без угрозы последующих потерь уклониться от альтруистического поступка, он и будет это делать.
Как мы все знаем по собственному опыту, невозможно на 100% сымитировать смелость (которая, как жертва своей приспособленностью в пользу других, в пользу социальной среды, с позиции эволюционной биологии и эволюционной психологии также является альтруизмом), сымитировать любовь. Смелость, как и любовь, ради выгоды можно имитировать только до какой-то определенной степени. Но когда "ставки велики" сымитировать такие чувства и соответственное поведение генетически невозможно. Это связано в значительной степени, а возможно и в основном с тем, что многие функции организма, взаимосвязи между функциями, подсознательные реакции организма формировались в течении длительного времени, и даже значительно более длительного, чем время формирования самого вида (так же, как, например, функция зрения). Чтобы в процессе отбора сформировался генотип, способный на 100% имитировать любовь, смелость, или например страх (который, конечно же, не является альтруизмом), требуется коренная перестройка многих взаимосвязей и подсознательных реакций организма. Невозможно на 100% сымитировать любовь, смелость или страх, со всеми присущими им подсознательными реакциями.
Уровень интеллекта - "система идентификации генов альтруизма и генов эгоизма" человека позволяет с достаточно высокой степенью достоверности, с ненулевой эффективностью распознавать и истинную смелость и истинную любовь.
Следовательно, "родственники по гену альтруизма" - истинные альтруисты, относящиеся к другой особи, как к носителю степени генетического родства не r, а r+q, будут формироваться процессом эволюции. Данный генотип будет более приспособлен к внешней среде, чем менее альтруистический генотип.
"Система распознавания" с целью выявить истинный уровень альтруизма у возможного партнера, сама имитирует критическую ситуацию, которая будет восприниматься эгоистом (имитатором альтруизма), как действительно критическая, либо как критическая высокой степени достоверности. Под критической ситуацией подразумевается такая ситуация, которая будет рассматриваться имитатором альтруизма, как целесообразная для уклонения от альтруистического поступка, а особью, действительно имеющей такой высокий уровень альтруизма (любви) по отношению к распознавателю, как целесообразная для совершения альтруистического поступка. Имитатор альтруизма (имитатор чувств) не способен ничего противопоставить такой стратегии распознавания. В такой ситуации особь (эгоист) будет проявлять свои истинные, генетически обусловленные чувства. В такой ситуации особь будет относиться к своему партнеру во взаимовыгодном альтруистическом обмене, будь то её родной ребенок или совершенно чужой человек, в соответствии с её истинным, генетически обусловленным чувством любви к этой особи, в соответствии с чувством, которое по её мнению является рациональным. В своей информированности о степени достоверности или ложности критической ситуации, особь, пытающаяся имитировать альтруизм (эгоист), не может конкурировать с распознавателем, иммитирующим такую ситуацию.
Такая стратегия "распознавателя" - тестирование на "ген эгоизма", фактически, в значительной степени лишает "хитрого эгоиста" способности оценивать ситуацию, как критическую или некритическую, выгодную или невыгодную для уклонения от альтруистического поступка, от оказания взаимопомощи. "Хитрый эгоист" становится "слепым эгоистом".
Эгоист - имитатор альтруизма не в состоянии дать адекватный ответ на такую стратегию распознавания, т.к. он является системой, ограничено информированной. Поскольку "система распознавания" является "активной системой", и от её эффективности зависит приспособленность генотипа, а "тестирование" на ген эгоизма (альтруизма) имеет бесчисленное множество вариантов, то такое "тестирование" постоянно и проводится между людьми. Имитатор альтруизма (эгоист) имитирует высокий уровень альтруизма (хорошего отношения) с целью получить более весомый альтруистический ответ со стороны возможного партнера во взаимоаыгодном альтруистическом обмене. И если этот партнер сам сымитирует, что его потенциальные возможности понизились или что он является более слабым или более бедным, чем есть на самом деле, то и отношение к нему со стороны эгоиста (имитатора чувств) будет более соответствовать его (эгоиста) истинному чувству. "Друзья познаются в беде" - формула абсолютно верная.
http://evolbiol.ru/yaroshenko.htm