возможно, этот пост будет интересен тем, кто планирует посетить эту прекрасную страну.
под катом информация об общественном транспорте, музейных картах, путеводителях и всякие прибаутки из серии "как это было.."
1. П О Ч Е М У_ _Н И Д Е Р Л А Н Д Ы?
- приехав из своего
первого автобусного тура с ночевкой в Амстердаме, я поняла, что сам Амстердам (кроме прогулки по каналам и музея Ван-Гога) НЕ ПОСМОТРЕЛА ВООБЩЕ! Но он мне очень понравился!
- позже я познакомилась с творчеством Алекса Ван Вармердама. До сих пор его фильмы обожаю
- еще позже я началась общаться с голландцами по работе. Более веселые и открытые люди, чем те же итальянцы, как мне показалось тогда.
- стала интересна сама страна: быт, природа, люди и так далее
- легкие наркотики там все еще легализованы)
2. Б И Л Е Т Ы. В И З А
и вот так в течение около двух лет я просто мечтала о поездке в эту страну. Такая фоновая перманентная мечта, которая казалась мне несбыточной до марта 2010.
А тут бац - и Lufthansa устраивает распродажу. Я о ней
писала это был обычный амстердамодрочильный пост, коих в моем ЖЖ уйма. Но однажды я подумала - а почему бы и нет? Хорош мечтать, пора действовать!
Далее события развивались быстро, но не без слез. Долго решался вопрос моего отпуска (точные даты). Решился - я достала человека, ответственного за это дело, своим скулежом, регулярными имейлами (как я хочу в отпуск именно в эти даты) и постоянными устными напоминаниями
Купила билеты и расслабилась. Потом долго выбирала отель - цены на жилье убивали. Выбрала в конце концов пристанище и взяла билеты на ICE Ддорф-Амстердам и Адам-Ддорф, пока они были в наличии за 19 евро
В апреле я подавала документы на визу для поездки во Франкфурт. Решила сэкономить себе 50 евро и нервы в июне, так что запросила визу на 27 дней, с двухкратным въездом. На руках были билеты Москва-Ддорф-Москва и бронь отеля в Кельне с сайта hotel.de. В консульстве пыталась убедить девушку, что в июне я поеду тоже по работе (я запрашивала бизнес-визу).
Визу дали, как и просила. Прилетела из Германии 15 мая и начала изучать мат.часть. за неделю до вылета спохватилась: вспомнила, что забыла найти и забукать хостел в Ддорфе на 2 ночи: в самом начале и в самом конце трипа. Самолеты прилетали/улетали так, что ночевка в Ддорфе была неизбежной.
Забронировала дорм в шестиместной комнате хостела Backpackers Dusseldorf. 19 евро/ночь. Как потом оказалось, в Ддорфе можно найти сингл в отеле за 30-35 евро. Так лучше, но я ничего менять не стала.
3. П У Т Е В О Д И Т Е Л И
Теория
Использовала следующие:
-
серия Твой Путеводитель (автор - Генш)
никогда до этого эту серию в руках не держала, а зря.
До этого я первым делом изучала LP, чтоб сразу узнать, что интересного в стране посмотреть.
Сейчас начинать знакомиться со страной я постараюсь с путеводителей именно этой серии. Но это чисто домашняя версия: почитала про интересные места и отметила заинтересовавшие
- Lonely Planet Нидерланды
- Афиша по Амстердаму ничего нового не дала.
- за несколько дней до поездки мне подарили Dorling Kinsderley (Нидерланды). Оттуда взяла что-то новое. DK тоже хороший вариант, если ты о стране вообще ничего не знаешь. Тем более картинки есть
А накануне вылета сидела и на распечатки LP наносила пометки из DK и того первого путеводителя.
Одновременно собирала в rtf файликах инет-заметки по городам. И ссылки. Думаю, в конце отчета я сделаю большой пост, в котором будут все ссылки и заметки по Нидерландам
Практика.
Итак, с собой у меня были распечатки lonely planet с заранее сделанными пометками и дополнениями ручкой. От LP мне нужны были карты местности (по провинциям) и карты городов с кратким описанием достопримечательностей.
До этого я LP любила, хотя смысла размещать советы по отелям, клубам и рюмочным/пельменным я не видела. Но это взгляд человека, у которого всегда инет под рукой и который заранее выбирает жилье и клубы.
В этот раз карты LP меня напрягли ну очень сильно. Если б за 2 дня до поездки мой htc не стырили в метро, я бы просто пользовалась закачанными картами городов.
Но тут… насколько я поняла, LP заинтересован в том, чтоб люди обязательно зашли в центр тур. информации и купили там карту города. Ибо с картами от LP нормально по городу не погуляешь. Указаны только главные улочки. Шаг право, шаг влево - все. Вы нигде
к сожалению, офис тур. инфы находится не в самых удобных местах (мне кажется, логичней было бы сделать его и на вокзале, а не только рядом с Grote Markt или каким-то собором) и закрывается уже в 5. так что гуляй, Вася.
Спасали стенды с картой города на остановках и крупных перекрестках. А еще при выходе из вокзала почти всегда висит карта города. Ее я фотографировала на мыльницу, потом рассматривала на фотоаппарате.
Указатели тоже должны были бы спасать, по-хорошему, но про них я напишу позже
4. Т Р А Н С П О Р Т
оф сайт жд - ns.nl (российские карточки к оплате не принимает)
планировщик по общественному транспорту - 9292ov.nl
********Железные дороги.********
Теория
Когда я начала уже конкретно зависать на сайте ns.nl, то ужаснулась ценам. Например, до Гронингена туда-обратно около 52 евро получается. Охренеть.
Долго искала варианты экономии: и скидки, и прочие штуки. Вообще есть скидка 40%, но только если у тебя есть какой-то специальный проездной (доступный ТОЛЬКО для жителя Нидерландов), либо ты едешь по одному и тому же маршруту с держателем такого проездного. Короче, без вариантов в моем случае.
В помощь пришел Interrail Benelux pass.
Если взять проездной на 8 суток, то получается, что в день ты тратишь на жд около 20 евро.
Практика
Желательно все просчитать заранее. Как оказалось, мне было бы выгодней взять проездной на 6 дней, а не на 8. Всего выездов у меня было 7, но в один из этих 7 дней я железной дорогой пользовалась только по маршруту Адам-Ляйден-Адам = 15.6 евро
По поводу пользования: дают талончик, его надо каждое утро в день путешествия заполнять его ручкой. Если не заполнил - считай, едешь без билета.
Контролеры: за один день у меня было как минимум 3 поездки на поезде. Контролеры попадались только на одной из них, и то не всегда.
Если кому-то вдруг хочется сэкономить (ну очень сильно хочется, ПО-РУССКИ!), то есть следующий вариант: купить проездной на кол-во дней мЕньшее, чем вы планируете им пользоваться, и
- заполнять графы ручкой, которую можно потом стереть. Но не той желто-синей фломастерного типа, а другой.. есть такие - очень тонкий стержень, легко стирается ластиком. если за день контролер не попался, то в следующий раз просто подтереть дату, исправив на нужную.
- графы вообще не заполнять. Но садиться надо будет в середину вагона и постоянно быть в напряженке. Как только появится контролер (необязательно в “форме”, кстати), быстренько заполняйте графу.
А вообще все это зло. Считайте, что я ничего не писала J
********Автобусы/трамваи********
теория
К концу мая я решила, что куплю себе strippenkaart на максимальное кол-во поездок и буду спокойно ею пользоваться. А тут бац! - узнаю, что с 3-4 июня в Голландии вводится ov chipkaart. Дико мутная и непонятная штука, принцип действия которой таков (насколько я поняла): покупаешь анонимный ov chipkaart (7.5 евро), кладешь на счет деньги. Когда входишь в трамвай/автобус/метро/платформу, прикладываешь свою карту, производя check-in. Блокируется определенная сумма денег. На выходе снова прикладываешь - check-out. Возвращается блокированная сумма минус стоимость проезда от пункта А до пункта B.
Если честно, я с этим связываться абсолютно не хотела, ибо к чему мне лишняя головная боль.
Strippenkaart’ы все еще действуют в автобусах (не знаю, что с Адамом и Рдамом), но ими я не захотела заморачиваться, решив, что билеты буду брать у водителей автобусов.
Практика
Спокойно покупала билеты непосредственно в автобусе. Чаще всего они стояли 3.20 евро. Иногда было 1.6 евро.. однажды взяли 6.5 евро.
Водители говорят на английском, доброжелательны, всегда помогут советом и предупредят о чем-то. Был только один, который не владел инглишем.
Вообще, я запланировала много всего посмотреть, но через пару дней поездок поняла, что вариант типа “езжайте до такой-то ж/д станции, там сядьте на автобус 103, слезьте на остановке такой-то и пересядьте в автобус 234” абсолютно не проходит. В большинстве случаев автобусы ходят раз в час. 30 минут ожидания автобуса были стандартными для меня. Это плохо
Еще напишу про общественный транспорт и ov chipkaart.
те жители Адама, с кем я общалась, поделились, что сами еще не до конца въехали в идею. В любом случае, я не раз видела, как люди, забыв сделать check-in при входе на платформу, бегали потом по ней в поисках этой стойки для check-in’a. А она совсем неприметная.
Вот такие люди: несмотря на то, что контролеры не так уж чтобы часто ходят, все равно билетики покупают. Некоторые в таком случае просто бы забежали в поезд, который вот-вот отправится, а потом объяснили бы, что не успели приложить свою карту к стойке.
С другой стороны, это вопрос общего менталитета и суммы штрафа. Т.е. в России можно отделаться 60ю рублями, а там около 40 евро штраф.
Билеты берут все, как я видела. Только 1 раз контролер уличила пассажира (туриста) в том, что у него билет с открытой датой, а он его не прокомпостировал. Считай, недействительный билет. Молодой человек удивленно хлопал ресничками и говорил, что никогда и не компостировал. В общем, дама контролер штраф с него брать не стала
5. М У З Е Й Н Ы Е_ _К А Р Т Ы
теория
1)Есть музейная карточка, которая стоит около 40 евро и дает бесплатный проход в большинство музеев Нидерландов. Так как я по музеям не ходок, то связываться не стала. Оф.сайт -
http://www.museumkaart.nl/2) еще есть IAmsterdam Card для бешеных туристов, решивших осмотреть этот город за 1-3 дня. Это тоже не я. Инфа -
http://www.iamsterdam.com/en/visiting/iamsterdamcard3) меня заинтересовал Holland Pass. Дает скидки и возможность бесплатного прохода в большинство музеев/аттракционов/круизов Нидерландов в целом. Как раз мой случай.
К карте прилагается 5-6 купонов: a,b,c,d,e и XL для версии Holland Pass XL. На определенный сайт (от слова sight, будет употребляться в дальнейшем) ты можешь пройти только по определенным купонам.
Вообще это надо сначала из списка всех сайтов выбрать те, которые ты посетишь ПО-ЛЮБОМУ, а там долго просчитывать, переигрывать etc, какой именно купон ты отдашь для входа в этот сайт. Надо учитывать скидки, которые дает Holland pass на вход: при условии одинаковой стоимости двух сайтов, бывает выгодней купить билет со скидкой на один сайт, а купончик оставить на более дорогой сайт, где скидка меньше или ее вообще нет.
Вообще, это очередная замануха, заставляющая тебя посетить как можно больше сайтов
практика
Я щас уже не вспомню, на какой именно сайт я потратила какой именно купон. Но, в общем и целом с помощью Holland pass я сэкономила около 15 евро. До сих пор не могу понять, стояли ли этих денег:
- время и усилия, потраченное на изучение вариантов и просчитывание оптимального.
- постоянное ношение с собой толстой книжечки и талончиков, регулярно выпадающих из нее.
И последнее, про что я напишу, это то, как я покупала Interrail pass и Holland Pass
Итак, 21ого числа я приехала в Амстер, а 22ого уже начала свои вылазки. Из дома я смогла вылезти только часов в 11 утра.
вышла за 50 минут до электрички в Роттердам, думая, что полчаса мне вполне хватит на то, чтоб купить и holland pass, и interrail pass. Ага, наивная девочка.
Первым делом пошла искать на вокзале стойку, где interrail покупают. А там очередь, электронная. Дама на входе уточнила у меня, что мне вообще нужно, что-то нажала на своей панели и дала мне билетик с номер 139.
иду в т.н. зал ожидания. А там на табло только 101 номер. Весело!
Решила времени не терять - пошла в пункт тур. информации (минуты 5 до него идти), чтоб купить holland pass. А там тоже очередь и много народу. Взяла билетик и там. Передо мной человек 15-20.
бегу обратно на вокзал, смотреть, не подошла ли моя очередь)) а там только 110 человек пошел. До меня еще 30 человек, мило. Снова бегу в тур.инфу - а вдруг там уже мне идти? Ан нет. там народ быстрее проходит, но не так резво, как в туалетах.
Подождала минут 10 на улице, купила holland pass. Бегом снова на вокзал. А там 131ый человек. Минут 15 посидела, ожидая своей очереди.
139 номер. Подъем, разворот, руки за голову, ноги на ширине плеч.
Подхожу к стойке. Между тем, через 5-10 минут нужный мне поезд отходит.
Мужчина за перегородкой минут 5 изучал Интернет, узнавая, имеет ли право житель России покупать interrail pass. Потом столько же он с кем-то по телефону общался. Потом еще минуты 2 медитировал на экран и заявил с широкой улыбкой: “You are lucky! You can buy it!”. Спасибо, я счастлива!
Быстренько оформили сделку. За покупку interraill pass на вокзале я доплатила 10 евро - типа service fee.
и я пошла на платформу, ждать следующего поезда до Роттердама.
Мораль - будьте готовы к таким очередям!
В следующем посте я расскажу о своих мучениях с жильем и покажу фотки хэппи-энда:)