Этот год весьма урожаен на отвратительные новости, особенно в области законов и нормативных актов. Однако новый законопроект от Министерства Здравоохранения грозит побить все рекорды, вытеснить с первого места предыдущего фаворита - законопроект "Об образовании" и занять топовое место в рейтинге самых худших событий года.
Если новую версию закона
" Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" примут в ближайшее время, в нашу жизнь войдут такие новшества, как:
- определение здоровья, включающее "социальную" составляющую;
- определение новорожденного как "продукта зачатия";
- перечень оснований для изъятия ребенка из семьи, включающий социальные показатели (такие, как бедность, болезнь, инвалидность родителей);
- обязанность граждан, в особенности несовершеннолетних, проходить медицинские осмотры и выполнять все предписанные врачами манипуляции (включая, разумеется, прививки);
- запрет на пребывание родителей в больницах с детьми после трех лет;
- помещение в больницы изъятых из неблагополучных семей детей до 4-х лет;
- множество других, более мелких и менее сенсационных, но не менее отвратительных, дополнений.
Роды по уставу
В ст. 49 «Рождение ребенка» параграф 2 выглядит так: При рождении живого ребенка медицинской организацией, в которой произошли роды, либо врачом, занимающимся частной медицинской практикой, принявшим роды, выдается медицинское свидетельство о рождении. Этот текст фактически ставит вне закона роды домашние, а также те случаи, когда женщина может родить в транспорте и в других местах - ведь родовой процесс может быть стремительным и начаться весьма неожиданно.
Далее, по пар. 2 ст. 25 этого же законопроекта, « граждане должны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии своих детей, приучать их к здоровому образу жизни». Расшифровки терминов «духовное» и «нравственное» развитие ребенка, разумеется, нет, и при неясности в этом вопросе несостоятельными родителями могут быть признаны, скажем, те, кто не принадлежит и не приобщает ребенка ни к одной из традиционных религий.
По мнению Петренко, к неблагополучным с социальной точки зрения можно, при желании властей, отнести большую часть российских семей и почти всех оппозиционеров. «Люди, занимающиеся политикой в нашей реальности, часто отказывают себе в бытовом комфорте, это их осознанный выбор. Как и роды в домашних условиях, кстати. В ситуацию прессинга по «социальным» показания попадали многие активисты - Лариса Романова, Галина Дмитриева и другие», - констатирует правозащитница.
Карательная стерилизация
Еще одна неднозначная норма нового законопроекта - о медицинской стерилизации людей, то есть устранения возможности их размножения. Такая мера теперь может по решению суда применяться и без согласия стерилизуемого, если тот признан недееспособным. Прежде всего, это относится к психически больным - и отчасти такая норма объяснима, поскольку многие такие больные неспособны контролировать свое репродуктивное поведение.
Однако, помимо очевидных ассоциаций с кампаниями по стерилизации в гитлеровской Германии, существует юридическое возражение: норма о принудительной стерилизации (а также прерывании беременности) по решению суда и заявлению представителя недееспособного лица может породить многочисленные коррупционные злоупотребления. В частности, в России известны случаи, когда недееспособными признавали психически здоровых людей, неугодных властям - чаще всего при помощи одного из родственников.
Дивный новый медосмотр
Еще одна норма, вызывающая опасения: ст. 25, п. 3 законопроекта предусматривает, что «граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры». Таким образом, «трудовое долголетие» каждого конкретного человека объявлено делом общественной важности. В документе не указаны возможные санкции по отношению к гражданам за нарушение этой нормы, но от этого маловразумительная обязанность не исчезает. Отказывась, таким образом, от прививочной кампании или медосмотра - а многие люди отказываются от подобных процедур по идеологическим или религиозным мотивам - гражданин становится так или иначе нарушителем.
«То же касается и понятия о «здоровом образе жизни», которое является вариативным и зависит от текущих общественных представлений, а иногда и от тенденций «моды», - комментируют законопроект в общественной организации «За права семьи». - Кто и по каким критериям будет определять, является ли образ жизни, к которому семья приучает своих детей, здоровым? Не будет ли эта норма использована как основание для вторжения в частную жизнь семьи с целью контроля за исполнением этой обязанности? Обязанность родителей научить своих детей жить, не вредя своему здоровью, также носит сугубо моральный характер и не может превращаться в определяемую законом юридическую обязанность».
Общественная организация "За права семьи"
подготовила аналитический материал с критикой законопроекта, размещает в СМИ статьи на данную тему (
первая из них сегодня опубликована на сайта журнала "Домашний ребенок").
Подробности о новом законопроекте можно прочесть в ЖЖ председателя МОО "За права семьи" Павла Парфентьева. Там же опубликованы почтовые и электронные адреса инстанций, по которым можно отправить протест против принятия данного документа.
Сейчас кажутся ужасно наивными наши опасения почти годичной давности о введении проекта закона о ювенальной юстиции. Год прошел - ни о каком законе о ювенальной юстиции ни слуху ни духу. Все оказалось сложнее: Министерства планируют в конце этого года принять целый ряд законов, нормативных актов и иных документов, касающихся разных сторон жизни семьи, которые, в комплексе, и будут работать против семей таким образом, как гипотетический закон о ЮЮ. Новый проект Закона "Об основах охраны здоровья" занимает в этом ряду видное место - в первую очередь в силу того. что касается всех без исключения семей.
Источники -
digital_geda и
Новый закон о здоровье списан с Гитлера и Оруэлла Поэтому обращаюсь ко всем читателям моего журнала с просьбой о перепосте и распространении информации об опасности, которой чревато принятие нового законопроекта Минздравсоцразвития. Об этом должны знать все.