"Пиковая Дама" одна из моих самых любимых опер, и когда я узнала, что дата премьеры в Большом совпадает с моей поездкой в Москву, то подняла на уши всех друзей, знакомых и знакомых знакомых, чтобы найти-таки билет. Купить его на неофициальных сайтах предлагали за 80 000 рублей и выше, поэтому я уже было совсем опустила руки, как внезапно выяснилось в ночь перед оперой, что одному из коллег срочно нужно продать один билет в партер за смешные деньги... И вот я на премьере :)
Фото отсюда Додин драматический режиссер и, как показалось мне, ставит не оперу Чайковского, а повесть Пушкина на сцене - у него и Лиза не бросается в реку, и Герман не стреляется. Финал оперы понятен с самых первых секунд постановки, как только поднялись кулисы: на сцене стояла кушетка в антураже "Обуховской больницы". Действие перенесено Додиным в психиатрическую лечебницу и все, что происходит по сюжету оперы, - это воспоминания Германа в больничном бреду. В целом, мне понравилась сама идея, такая постановка представляет все действия Германа через безумство и, таким образом, объясняет (и даже в чем-то оправдывает) его.
Сцена (декорации Давида Боровского) горизонтально разделена на две части - внизу сумасшедший Герман, наверху - нормальный мир, в котором "временно" расположились остальные участники оперы. Миры постепенно перемешиваются, с момента когда Томский начинает петь про секрет графини: она спускается в палату к Герману.
Я с нетерпением ждала Лизу (именно она поет мою любимую арию в опере) и оказалась разочарована голосом Эвелины Добрачевой. Второе "эх" - это количество сумасшедших на квадратный сантиметр сцены. То, что хор представлен сумасшедшими - это было понятно, но часть из них не пела, а дергалась, видимо, пытаясь создать эффект настоящего дурдома, однако смотрелось это скорее нелепо, не добавляя ничего ни визуальному ряду, ни, тем более, музыке.
Пришлось часто закрывать глаза, чтобы картинка не мешала восприятию оперы.