Неподалёку от сербского города Иваница иеромонах Амвросий восстановил заброшенный древний монастырь, в котором и поселился сам. Удивительно, что его друзьями стали волчица и орёл.
В монастыре Ковилье под горой Явор когда-то было много монахов, а во времена турок, здесь даже работала школа. Сегодня здесь, в недавно восстановленном монастыре конца 12 века живет всего лишь один монах, который, как говорит он сам, учится у волков…
В тридцати километрах от Иваницы, на правой стороне реки Ношницы, находится место, которое одновременно дышит невероятным спокойствием и энергией. Нас поджидает игумен Амвросий Алимпиевич, он же и первый монах, после двухсотлетней паузы принявший постриг в этом монастыре. История о его "пакте с волками" перешла через границы Сербии, а видео-ролик с монахом и волчицей на "ютубе" посмотрели десятки тысяч человек.
- Я никакой не святой и не чудотворец, вся эта история была ошибочно понята. Я не приручаю животных, это они меня приняли, а я через дружбу с ними нахожу какие-то свои ответы. Я не могу объяснить некоторые вещи, этого нельзя выразить словами, - рассказывает игумен Амвросий.
Здесь посетителей немного, слышны только птицы и журчание воды. Наш собеседник говорит, что для него одиночество приятно после жизни в Студенице, где он пробыл три с половиной года.
- В Студенице я водил по 20 автобусов в день. Приду вечером в келью, закрою глаза и только лица летят… Это не для меня, здесь же я нашел спокойствие, - рассказывает игумен.
Образованный, остроумный, молодой, когда ему было 29 лет он решился на шаг, не свойственный его поколению.
- Монах - это человек раненый любовью Божьей. Я с 20 лет ушел в монастырь и снова поступил бы также, - рассказывает он, угощая нас кофе и ракией.
На стол он кладет мобильный телефон.
-Для меня это единственный контакт с миром, если не обманываю, - с улыбкой рассказывает он и добавляет:
- Я должен его иметь из-за прихода, так как я и монах и приходской священник.
Его приход 45 километров в поперечнике. Амвросий проводит службы, литургии, венчания, похороны… Недавно он обвенчал албанку и серба, что сняла программа «24 часа свадьба».
Игумен родом из Арилье. Закончил музыкальную школу, играет на гитаре и фортепиано, и здесь тоже иногда перебирает клавиши и струны. Родных видит где-то три раза в год. Брат Александр, младше его на три года, играет в футбол в Венгрии. Был здесь однажды, когда даже дом для ночлега не был завершен и только прокомментировал: «что это, только лишь гектар неба». Да, добавляет игумен, гектар неба и горы, но сияющие особенной энергией, вероятно из-за древней церкви.
Возле жилого дома, достроенного в прошлом ноябре припаркован джип, - еще одно доказательство того, что молодой игумен отличается от обыденной картины монаха, который общается с миром только по службе.
- Джип я получил в подарок месяц назад, благодаря программе РТС "Квадратура круга", которую увидел профессор теологического факультета из Либертвиля в США Милош Весин. Профессор и его студенты и прихожане собрали деньги и таким образом обеспечили мне проезд по здешнему бездорожью, - объясняет игумен, заметив наш удивленный взгляд.
Пока мы разговариваем, стоя возле церкви, частично высеченной в скале и по своему виду относящейся к пещерным церквям испостнического типа, спрашиваем, можем ли мы увидеть ту знаменитую волчицу Альфу. Игумен несколько раз свистнул и она подкралась к нам со спины, но сохраняя при этом расстояние в несколько метров.
Когда никого нет, она лежит на скамье, на которой мы сейчас сидим.
- Она ни к кому не подходит и никто к ней не прикасался, кроме меня, что логично, так как я ее и выкормил. Ей было всего 15 дней, когда ее принесли ко мне, только что глаза открылись... я кормил ее каждые четыре часа, сначала молоком, потом молотым мясом... Назвал ее Альфа, так как мне рассказали, что она была самой крупной в выводке и вероятно была предназначена к тому, чтобы стать альфа-самкой, - рассказывает нам игумен, в то время как волчица недоверчиво ходит кругами вокруг нежданных посетителей.
На известную пословицу «волк сменил шкуру…» Амвросий отвечает своей пословицей «любовь меняет шкуру, но нрав никогда…»
Сейчас ей 10 месяцев и она еще маленькая, так как волки взрослеют только с двух лет. У Альфы есть своя конура, но Амвросий ее часто отпускает и она уходит погулять по лесу.
- У меня был еще один волк, тоже самка. Но ее выкормил не я и она осталась дикой. Мы гуляли все вместе, но потом она не хотела в конуру, я вынужден был ее унести. Сейчас она в Чачке там огромный огороженный вольер…
Кроме волчицы, компанию монаху составляет еще и лисица, которую мы увидеть не смогли, так как она обычно приходит когда уже стемнеет
Лисица приходит только ночью, она трусливее волка. Я взял ее у каких-то охотников в Нише… Еще у меня был орел, он был совсем ручной, не убегал. Его убили пьяные охотники… Честно говоря я думал, что прежде кто-то убьет моего волка, - рассказывает наш собеседник.
Амвросий приручил еще и змею, ворона, зайца и попугаю ара, но вскоре он останется без Альфы, которая будет отправлена в заповедник в Болгарии к другим волкам. На наш вопрос, тяжело ли ему будет без друга, монах отвечает:
- Тому, кого ты любишь ты должен дать свободу… Это и есть настоящая любовь.. Мы, люди с трудом это понимаем, но учимся… понемногу…
О времени создания монастыря Ковилье, практически прильнувшего к скале, нет достоверных данных. Предполагается, что это конец 12-го или начало 13-го века. Он состоит из двух церквей под одной крышей - старой и малой, в народе говорят, что старая старше Студеницы и посвящена святым Архангелам, а младшая - святому Николаю. Во время турок монастырь на некоторое время опустел и возродился в середине 15-го века. В приходскую церковь он был превращен в 1813 году. После 200-летней паузы, епископ жичский Хризостом в сентябре 2005 года постриг в монахи, а затем рукоположил в иеромонахи нынешнего игумена Амвросия.