Le Figaro: Французам Путин дорог как сильный лидер
Хотя к самому Путину положительно относится только 14% французов, большинство респондентов все же позитивно отзываются об основных качествах российского президента. Политолог Пьер-Анри Д’Аржансон в интервью Le Figaro объясняет это тем, что европейцы истосковались по сильному лидеру, который смог бы защитить интересы простых граждан.
Мы замечаем по комментариям на сайте Le Figaro и на других информационных сайтах, что многие пользователи сети поддерживают, и даже очень сильно поддерживают Владимира Путина. Как это объяснить? Верно ли, что в интернете пользователи противоположным образом реагируют на некоторую нелюбовь основных СМИ по отношению к Путину? Почему?
ПЬЕР-АНРИ Д’АРЖАНСОН: Частично эта реакция обусловлена пророссийскими симпатиями, которые встречаются, прежде всего, во Франции среди сторонников генерала де Голля и приверженцев идеи национального суверенитета. Это течение проникнуто французской геополитической традицией «союза с тыла»* между Францией и Россией, оно выражает видение международных отношений, основанное на мощи и на независимости наций и направленное против федеративных и натовских концепций. Но это удобное объяснение для тех, кто хочет высмеять любовь к России у общественного мнения.
На самом деле, то, что поражает в реакции на украинский кризис, это не столько количество пророссийских отзывов, столько неявный отказ многих следовать утверждениям СМИ, которые представляют путинскую Россию как лагерь Зла. Налицо полноценный интеллектуальный бунт, который поднимается на общем фоне отрицания господствующего идеологического порядка.
Интернет как площадка свободы слова способствует этому бунту. В течение следующих лет подобное принципиальное недоверие к тому, что будут преподносить как общеобязательное мнение на ту или иную тему, станет только усиливаться.
О чем, наш взгляд, говорит эта любовь к Путину, если иметь в виду те требования, которые пользователи интернета предъявляют к личностным качествам идеального политика?
ПЬЕР-АНРИ Д’АРЖАНСОН: Можно видеть, безусловно, восхищение мужественностью этого политика, со всей своей смесью хладнокровия и воинственной смелости. Но и в этот раз глубинная причина в другом. В коллективном подсознании Владимир Путин немного похож на Людовика XIV: он авторитарный, абсолютный монарх, но он способен защищать российский народ от сильных держав. Основные СМИ не понимают этого. Когда Владимир Путин сажает миллиардера Ходорковского, ведь это похоже на то, как Людовик XIVпосадил Фуке.
Это произвол, но это произвол, выгодный народу: если король может свергнуть сильных, значит, он может защищать интересы народа... Даже если это не всегда так. Что говорят критики нашей политической системы? Что она сдала власть олигархам, современным помещикам, транснациональным корпорациям, лоббирующим группам, которые безо всякого контроля со стороны народа проводят и отменяют желаемые нормы ЕС на глазах политической элиты. Эта элита всегда готова говорить о «демократии» и «правах человека», но на самом деле она беспомощна и соглашается со всем.
Любовь к Путину неявно показывает глубокую потребность, укорененную в народе, но не в элитах. Она заключается в стремлении обрести лидеров, которые защищали бы его и, к тому же, для этого держали бы в своих руках средства управления судьбой нации - пока же они растворились во многочисленных непонятных государственных инстанциях.
Дата публикации 07 марта 2014 года.
http://www.lefigaro.fr/vox/medias/2014/03/07/31008-20140307ARTFIG00096-pourquoi-il-y-a-tant-de-commentaires-pro-poutine-sur-le-web.php