Этот отчёт о путешествии по Словении я написала несколько лет назад, но нигде не публиковала. Выложу здесь частями, т.к. он очень длинный.
Словения: по следам пещерного медведя
В маленькую гордую страну с населением 2 млн. чел., из которых 258 тыс. приходится на долю столичных жителей, я поехала в третий раз. И не только потому, что моя бабушка - словенка, а, значит, четвертая часть крови периодически зовет на родину предков, но и потому, что после первой поездки очень трудно бороться с желанием вернуться сюда снова. И снова.
Первый этап - подготовка и маршрут.
Ездить по Словении я люблю по принципу "куда глаза глядят" и останавливаться, где придётся. Но в Словении общественная жизнь достаточно бурная - в намеченном для ночёвки городе может произойти какой-нибудь конгресс, слёт лыжников или «Коровий бал» (на него мы в этот раз и попали). Поскольку в этой поездке мы были с ребёнком, то решили логистику подготовить заранее: нам помогла местная (московская) словенка Наташа - хозяйка крошечного специализированного агентства. Она забронировала все места, согласно моему маршруту. Замечу, что Наташа, как большинство словенцев, - человек, хоть и беззаветно любящий свою страну, но не отягощенный излишним желанием угодить клиенту. В других, далеких от клиентского сектора, сферах жизни, это называется "достоинство". В сфере услуг - высокомерие.
Это я к тому, что, собираясь в Словению, маршрут лучше тщательно продумывать самому.
Общий маршрут был такой:
День 1. вечерний прилет в Любляну - вечер в городе,
День 2. - объезд близлежащих окрестностей в сторону старинного города Птуй с остановками в местечке Вранско и последующим обедом в замке города Лашко, ночевка в Любляне,
День 3 - утренний отъезд в Альпы, местечко Краньска гора с попутным осмотром озер Бледа и Бохиня, ночевка в Краньской горе,
Дни 4-5 - переправа через старинный перевал Вршич и долине реки Соча к морю (вышло через автобан, так как Вршич из-за погодных условий был "запрт" (закрыт) в этот день. Но его мы штурмовали на обратном пути),
Дни 5-8 - на базе у моря с попутным осмотром пещер - Постоинской, Шкоцианской и Крижны-ямы, и вылазками в нетуристические стороны Словении типа Кочевья, где родилась моя бабушка,
День 9-10. Планировалась ночь в роскошном замке «Град Оточец» на острове Крк, возвращение в Любляну, покупки и утренний отлет в Москву. Но и тут вышло по-другому.
День 1. Любляна не ужинает
Крошечный, но невероятно чистый аэропорт («леталишче» по-словенски) Любляны находится на дне чаши из гор, которые просматриваются на всех словенских горизонтах. Пара минут в автопрокате (в аэропорту около трех беспроблемных пунктов проката) - и мы в машине (машина = "возило"). При среднеевропейских ценах на машину и бензин, словенский автопрокат, в отличие от той же Черногории, предполагает блокирование на кредитке небольшой суммы денег, и - это важно, - лимитированный пробег. Т.е. если в день накатал больше, потом доплачиваешь. Нам это было не нужно, поэтому мы искали контору без подобной услуги (если о ней не знать заранее, можно, сдавая машину в аэропорту, попасть на лишние деньги).
В Любляне остановились в отеле «Юнион», это обычный сетевой бизнес-отель. Небольшой уютный «Слон» прямо в центре города значительно приятней и удобней - но в этот раз в нем не было мест. Зато в Union оказалась знатная фишка - бассейн под крышей, который хорошо пошёл перед завтраком.
Как водится, в день прилёта, главное - поужинать. Мы в который раз убедились, что вечером в Любляне можно только выпить (или мы были слишком голодные, чтобы вдумчиво искать). Главное, попасть на Тромостовье - это в центре города; здесь сходятся очень симпатичные три моста через узенькую речку Любляницу - за ними находится множество едальных точек, где по вечерам больше выпивают и тусуются, чем едят. Жизнь кипит. Все набережные, заросшие ивами, усыпаны маленькими столиками с горящими свечками, за которыми местная громкая, но вежливая и хорошо воспитанная молодежь пьет пиво и ест мороженое.
На фото видно, что все набережные просто усыпаны маленькими столиками, и некоторые из них - очень романтичные - расположены прямо над рекой.
Но проблему еды выпивка решает лишь отчасти. Тем вечером отыскался только мексиканский ресторан, с крылышками-гриль, щедро сбрызнутыми жидким дымом.
Начинаем бродить. Город после 9 вечера спит (словенцы - сугубые жаворонки), оживлённо выглядят только некоторые места. Прешернов трг (трг - потому что т(о)ргуют, а гласные, - к чему они экономному словенцу?) - площадь перед университетом - переполнена едящими, пьющими, поющими и галдящими людьми, которые не производят впечатления неприятной толпы (несмотря на странные наряды и обилие байков), а мирно и весело коротают вечерок.
Сам Франце Прешерн (на фото его зеленоватая фигура виднеется вдали) - главный и очень почитаемый словенский поэт. С его памятником вышла смешная история в другую поездку - тогда я вывозила на родину бабушки мою маму. В тот день Словения как раз праздновала присоединение к Евросоюзу. Помимо всяких финтифлюшек, город был переполнен живыми статуями - людьми с выкрашенными лицами в нарядах разных эпох. Рядом с Прешерном, на менее крупном постаменте, стоял его живой двойник ровно такого же зеленого цвета оттенка старой-престарой патины. Тут полился ливень, которого живые статуи боятся не меньше, чем Снегурочка - костра. Мы впрыгнули под крышу ближайшего Макдональдса, и буквально через минуту туда вломился полуголый босой зелёный двойник Прешерна. Вблизи он был похож на Дуремара и Ихтиандра в одном флаконе, а по полу за ним тянулись длинные зеленые мокрые следы.. Лысоватый человечек, нимало не смущаясь, подошел к прилавку, заказал кофе и преспокойно выпил его среди обычных граждан. Вновь заходящие в Макдак воспитанные словенцы даже бровью не поводили, когда наблюдали за одним из столиков этого зелёного полуголого толстячка.
И эта сдержанность - одна из очень приятных черт национального словенского характера, в котором смешана лютая любовь к экстремальным видам спорта без малейшей примеси выпендрёжа.
Байки и велики в Словении - один из самых популярных способов передвижения. На байках встречаются как бодрые старички-путешественники, которые, вместе с верными подругами почтенного возраста, но залихватского вида, быстро освобождаются от кевлара у дверей приличных заведений, так и спортсмены, наворачивающие горный километраж небольшими пестрыми группами.
Ещё словенцы обожают искусство. У них довольно мало знаменитых поэтов, художников, музыкантов с мировой известностью - но они упорно стремятся, чтобы их было больше. В Любляне полно студентов творческих специальностей. Как-то в Москве моя знакомая - большой знаток Словении и переводчик словенского языка, приглашала нас на вечер молодых словенских поэтов. О! Не зная язык, нам оставалось только удивляться количеству юных дарований, их искреннему драматизму при прочтении своих произведений, а также тому, как запросто, без пафоса, зашел на литературный вечер словенский посол с супругой. Не меньше, чем свой родной язык (кстати, самый архаичный из славянских), словенцы обожают изобразительное искусство и, особенно, скульптуру: фигуры литых или каменных, очень странных и диких людей и зверей - видны на каждом шагу.
День 2. Птуй и Лашко. Субботние свадьбы.
Хорошенько поплавав в бассейне под крышей, мы едем в Птуй, это 80 км в сторону Марибора (то есть, в сторону Венгрии). Хочу оговориться: тем, кто в Словении впервые, имеет смысл сходить в Люблянский град (слово «град» будет встречаться везде, это просто крепость внутри города, с которой гордые древние словены отбивались от врагов). Люблянский град, на который можно взобраться и пешком, и на машине - это как бы мини-дайджест всех замков и пещер Словении. В нем есть башенка, музейчик и пещерка с искусственными сталагмитиками с подсветкой. После посещения основных пещер, Люблянский град смотрится как детский городок - впрочем, туда как раз и ходят гулять люблянцы с детьми. Кроме детей, в стране на удивление много видно инвалидов - группами, индивидуально, и относятся к ним очень по-доброму, человечно.
Вообще, люблянцы, как и любые столичные жители, считают себя белой костью среди словенцев. Но считают глубоко в душе. Люблянцы более модные, более продвинутые - но это выражается не внешне. На улицах можно увидеть феррари, но два-три брендовых магазина с очень и очень щадящим ценником практически всегда пустуют. Приветствуется скромность.
Для покупок в городе, почти за городом, есть целый торговый квартал, исполненный в виде нескольких десятков тематических ангаров (дом и сад, спорт, и т.п.). Там есть автомойка машин, большой супермаркет - но поражает размах (мы помним, что в городе живет 200 тыс. чел). Т.е. по размеру это как десять супермаркетов «Мега» или двадцать магазинов «Икеа», сконцентрированных в одном месте. Толкучки при этом нет, покупатели деловито снуют по своим делам, много качественных вещей местного «производа» за реально смешные деньги. Сегодняшняя ремарка: поездка была в те времена, когда курс евро еще позволял смеяться над ценами в Европе..
Кроме того в Любляне на Тромостовье по утрам работает занятная барахолка, где можно нарыть вышитые дамастовые скатерти времен императора Франца-Иосифа и прочую домашнюю утварь.
А мы проходим мимо барахолки и едем в Птуй. Городок был выбран, потому что по семейной легенде моя бабушка венчалась в нём с моим дедушкой, нищим русским эмигрантом. Дороги в Словении, кстати, прекрасные, 130 км/час на автобане и всегда свободный левый ряд, вежливые водители, хоть и склонные к езде на высокой скорости (по-словенски - «хитрости»). На горизонте видны горы, которые, по сравнению с альпийской частью Словении, похожи на холмы.
Останавливаемся в местечке Вранско, где есть музей мотоциклов и домашнего шоколада. Городок - с маленькую деревню, самые большие здания в котором - ратуша и библиотека (!). В придорожном заведении сидят рабочие дядьки, подъехавшие кто на тракторе, кто на байке, и читают утренние газеты. Ощущение полной благостности и лепоты.
Сам Птуй - каменный классический европейский городок, с множеством цветов в окошках, морем черепичных крыш, большими старинными храмами и интересным градом.
Сегодня суббота, а значит, ни в одном замке нас не покормят - по субботам в градах играют свадьбы. Но музей открыт, и мы изучаем его, попутно глазея на подготовку к свадебному фуршету: во внутреннем дворе замка на газоне у старого колодца накрывают стол, на котором видны только фужеры с шампанским, и нарядная свадебная процессия начинает потихоньку выпивать под ненавязчивую национальную музыку.
В замке Птуя очень занятный музей народных инструментов: в зале выставлены всевозможные клавесины, дудки и непонятные струнно-клавишные штуки и ты можешь извлечь звук (даже мелодию) из каждой, нажав на соответствующую ей на панели кнопку. Сам музей - обычный краеведческий, много портретов «древних словенцев» (смешные!), живших в замках, костюмов и фигур ряженых с дикими масками. Ряженые («курренты») до сих пор устраивают в Птуе и окрестностях широкие шествия на масленицу. Еще заслуживает внимания крошечный туалет в одном из залов: трудно представить себе, как туда забирались древние словенцы в своих многослойных нарядах, и вообще непонятно, что происходило потом - туалет в виде классической, но максимально окультуренной выгребной ямы расположен на втором этаже замка:)
Когда мы уходим из музея, свадьба начинает приобретать скромный размах. И тут опять о скромности словенцев. Самое уважаемое качество у них - трудолюбие. Моя бабуля до своих 98 лет вставала на заре, а когда была еще в силах, успевала до 8 утра сбегать на рынок за свежим творожком, сметанкой, клубничкой для внучки, приготовить завтрак, идеально все убрать и начать вязать кружевные салфетки. Салфетки она вязала (и обыгрывала моего дядьку в шахматы) и в свои 98 лет - в здравом уме и твёрдой памяти. У уважающей себя словенской хозяйки можно есть с пола и пить из раковины, при этом она всегда сдержана, чисто одета, аккуратно причесана и держится с огромным (местами даже чересчур) достоинством. Классическая одежда словенки возрастом «за 40» - прямая (не в обтяжку) юбка до колен, блузка, пиджачок и туфли особого кроя, не меняющегося с десятилетиями - с язычком и на небольшом квадратном каблучке. И она не меняется уже много-много лет
Наевшись мороженого и послушав перезвон церковных колоколов, отправляемся обратно с заездом в Мекку местных пивоманов - городок Лашко (там пивоварня). Это небольшой крюк влево по пути к Любляне.
В Словении два производителя пива - «Лашко» и «Юнион», и соответственно, страна разбита на два лагеря: лашколюбы начисто отрицают «Юнион», и наоборот. В общем, это как Спартак и ЦСКА, или как Би-Лайн и МТС. В заведениях («окрепчевальницах»: поел = окрепчал) не говорят «пиво просим», а только «Лашко (Юнион) просим» ("просим" = пожалуйста). Но, - увы, град Лашко закрыт - там тоже свадьба, суббота еще не кончилось. Мы остались без оленины и местных духовитых грибов, которых в лесистой Словении хоть косой коси. Кушаем в кафешке у речки, пьем местное бедноватое вино и минералку Jamnica - невероятно вкусную. Завтра - отъезд в горы.