Вроде бы обычная станция метро… Входы, турникеты, эскалаторы….. но москвичи, спустясь к платформам, очень удивляются, когда видят вместо вагонов поезда обычный двухвагонный трамвай. Достопримечательность Волгограда - единственный в России метротрам - оригинальная система городского транспорта, сочетающая трамвай и метро.
Волгоград один из самых необычных городов мира и самый длинный в России. Он вытянулся вдоль Волги на 80 километров, а с пригородами и того можно и на сотню замахнуться. При этом толщина его не так уж и велика всего два-три километра.
По плану реконструкции после Великой Отечественной войны промышленные предприятия и жилые кварталы были значительно удалены друг от друга. Все это привело к тому, что общественным транспортом пользуется особенно много народу. Трамвай в городе был пущен в 1913 году. Уже к середине семидесятых найти свободное место в электричке или трамвае стало очень сложно. Метро городу не полагалось: тогда в Волгограде проживало около 800.000 человек, тогда как Метрополитеном награждались у нас в стране лишь города-миллионеры. Было найдено оригинальное решение - скоростной трамвай. Под центром города в соответствии со всеми метростандартами сооружен 3,3 километровый участок с тремя "настоящими" станциями, который соединили с городской трамвайной сетью. Так в 1984 году с открытием первой очереди появился первый в мире метротрам.
Подземная трасса складывается из тоннелей и станций мелкого заложения, построенных открытым и закрытым способом работ, поскольку это наиболее целесообразно и экономично. Стройка, огороженная зелёным забором, шла в самом центре города 8 лет и вынуждала городской транспорт изменять свои маршруты.
Перед улицей Бакинской расположен так называемый «северный портал», являющийся выходом тоннелей на поверхность. На первом же подземном перегоне тоннели проходят друг над другом, образуя перекрещивание - уникальное решение найденное строителями. Дело в том, что трамваи Татра Т3, курсирующие на маршруте СТ, имеют двери только с правой стороны, а платформы на наземных и подземных станциях расположены с разных сторон. Так как двухсторонних трамваев на момент создания волгоградского метротрама не существовало даже на Западе, единственным выходом стала перемена направления движения с правостороннего на левостороннее и обратно. Обратно тоннели перекрещиваются перед эстакадной станцией «Пионерская».
Метротрам изначально проектировался таким образом, чтобы оставить возможность преобразовать его в будущем в полноценный метрополитен и пустить по нему метропоезда. Подземные станции уже сейчас способны принимать составы из трёх трамвайных вагонов, однако не все их ресурсы открыты взгляду пассажиров. Настоящая длина платформ «Площади Ленина» и «Комсомольской» почти в два раза больше ныне используемой их части, но дальняя половина скрыта торцевой стеной. Высота скрытой платформы соответствует высоте платформы станций метро, и эскалаторы также спускаются только до этой высоты. Таким образом, станции должны будут претерпеть лишь небольшие изменения по повышению платформы и открытию на полную длину.
А 1 декабря 2011 года состоялось открытие второй очереди линии скоростного трамвая, что добавило к существующему маршруту три новые станции: «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». Общая протяжённость линии от площади Чекистов до Ельшанки составляет более 4 километров. После её пуска из центра города до района ул. Тулака можно теперь добраться всего за десять минут.
В будущем линия будет продлена на юг до Волгоградского государственного университета - это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра.
Планируется и сооружение четвёртой и пятой очередей: от «Тракторного завода» до «Спартановки» и от «Площади Ленина» до жилых массивов «Семь ветров» и «Жилгородок» с выходом на Гумрак и посёлок Аэропорт.
Click to view
В скором времени в Москве обещают построить уже столичный метротрам, поэтому Волгоградский раритет уже не будет единственным в мире, но наверняка в столице сразу будут новенькие и красивые трамваи, и получается, что только в городе на волге под землёй будут ходить родные всем Чехословацкие вагоны.
.