Тайны, бурная жизнь и неизгладимый след квартиры 50 в доме 10 на Большой Садовой в Москве.
- Дом принадлежал состоятельному промышленнику Илье Пигиту, который очень любил искусства и в своем доме постарался создать все условия для художников. Часть помещений изначально строилась под студии, о чем говорят огромные окна, выходящих во двор квартир. Кстати Пигит и сам здесь жил. А про роскошества его квартиры говорили, что у него обои из крокодиловой кожи, а подоконники из яшмы.
- Одну из квартир дома занимал знаменитый художник Пётр Петрович Кончаловский (дед Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова), у которого часто в гостях бывали знаменитейшие творческие люди того времени: Ф.И.Шаляпин, Б.Пастернак, В.Иванов, С.Маршак, С.Прокофьев и многие другие.
- Здесь же была и мастерская талантливейшего театрального художника Георгия Богдановича Якулова, про которого даже шутили, что были б декорации Якулова, а пьеса уж как-нибудь да пройдет. Именно в этом доме в квартире у Якулова на одной из дружеских встреч в октябре 1921 г. познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
- Этот дом стал и первым в Москве домом-коммуной. Просторные квартиры старинных домов делили перегородками на многокомнатные коммунальные квартиры, в которые и заселяли новых советских граждан. В одной из таких комнат поселился в 1921 году Михаил Булгаков с женой.
- Первое свое жилье будущий знаменитый писатель ненавидел и называл «гнусной комнатой гнусного дома». Причинами такого отношения к квартире были не только разносортные пьяные, поющие и дерущиеся соседи, но и ужасные условия быта: отсутствие отопления, плохое водоснабжение и грязь в так называемых местах общего пользования.
Первая супруга Булгакова, Т.Н. Лаппа рассказывала про эту квартиру. Она считала, что квартира была не похожа на остальные.
Дом в прошлом был общежитием с коридорной системой расположения квартир, с семью комнатами и кухней, о ванне и речи не шло, в таких домах их не предусматривали. По ее словам, в квартире всегда было светло за счет двух окон.
По соседству с Булгаковым и его женой жили коммунист, семья милиционера и девушка Дуся. Еще в одной квартире жили рабочие, а в другой девушка, которую звали Анна Горячева, ее супруга Булгакова считает прототипом Аннушки, погубившей Берлиоза.
Она постоянно наказывала своего сына, а он кричал. В квартирах много пили, напивались до драк, женщины звали на помощь, а Булгаков вызывал милицию, пытался помочь. А когда приезжали милиционеры на вызов, то все, кто дрался, запирались в комнатах и сидели тихо.
Булгакова даже оштрафовать пытались за такие вызовы. В квартире №34 было пять комнат. Соседями в этой квартире были финансист Артур Борисович Манасевич, который занимал сразу две комнаты, а если учитывать, что еще в одной комнате жила прислуга их семьи, то можно сказать и три.
Еще в одной жила А.Н. Кибель и ее сын. Все жители комнат, входящих в состав квартиры №34 похожи на жителей «нехорошей» квартиры, описанной в романе. Это и директор театра варьете Лиходеев, у которого была прислуга Груня, и председатель МАССОЛИТа Берлиоз, которого с Булгаковым объединяли инициалы и деятельность.
- Удивительно, но не смотря на такую обстановку творческая жизнь в этой комнате была очень плодотворной. Именно в ней Булгаков писал «Дьяволиаду», «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия», «Дни Турбиных», задумывался и писался роман "Мастер и Маргарита".
- Эта коммуналка оставила неизгладимый след в душе Булгакова. Дом, который он называл проклятым вновь и вновь появляется на страницах его произведений «Зойкина квартира», «Записки на манжетах», «No13 - Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Тайному другу». А уж бурная жизнь этого «нехорошего места» в «Мастере и Маргарите» всем известна: именно здесь поселил писатель свиту Воланда.
- Кухня, самое пекло квартиры No 50, стало для М.А.Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты».
- Именно обитатели «гнусной» квартиры натолкнули Булгакова на столь актуальную в нашей стране мысль, что обычных людей очень портит «квартирный вопрос».
Вот, например, портрет хмурой немолодой женщины на стене в кухне - это прототип той самой «Аннушки-чумы» (Горячевой), которая неосторожно разлила подсолнечное масло на трамвайные пути.
- Сейчас квартира 50 вот уже три года как Государственный музей М.А. Булгакова. Но музей начинается не в самой квартире, а гораздо раньше. Лестница в подъезде была до недавнего времени раскрашена и исписана поклонниками творчества писателя. Тут были и любимые цитаты из романов, и рисунки (конечно, самый популярный персонаж - кот Бегемот), и полемика между ненавистниками и любителями «Мастера и Маргариты». Хватало и тривиальных надписей. Наиболее любопытные рисунки потом сфотографировали и повесили на стенах в самом музее.