НОЛЬ

Jan 16, 2016 10:17

                                                                                                                                  Король-то голый!
                                                                                                                                                       Г.Х. Андерсен

Где всё это? - вот что интересно!
                                                                                                                                                      А.Кафинькин

Кришнаиты, вслед за своим малообразванным основателем, постоянно твердят о том, что возраст текста, известного как Бхагавад-гита насчитывает 5200 лет. Кроме несоответствия языка произведения языку той эпохи, о котором мы говорили в предыдущих выпусках, существуют и другие аргументы, доказывающие нелепость подобного утверждения. Один из них - отсутствие даже упоминаний о Бхагавад-гите в многочисленных ранних письменных источниках, дошедших до нас. Действительно, как объяснить тот факт, что текст подобного масштаба и значимости вообще нигде никем никогда не упоминается вплоть до 9 века после Р.Х.?

Например, как могли не заметить Бхагавад-гиту (которой, как считают наши «ведические мудрецы» исполнилось на тот момент почти 3000 лет) греки, нагрянувшие в Индию вместе с Александром Македонским? Среди сподвижников Александра Великого было немало пишущих людей, оставивших письменные воспоминания о своем пребывании в Индии и подробно описавшие жизнь индийского общества той эпохи такой, какой они её увидели. Среди них Неарх, Птолемей, Аристобул, Онесикрит.
После похода Александра при дворах индийских царей появилось немало послов эллинистических государств, входивших в основанную им империю. Они тоже писали об Индии, причем, гораздо более вдумчиво и неспешно, просто в силу того, что у них было на это больше времени, а также потому, что разбираться в жизни окружавшего их общества - было их прямой обязанностью. И что мы видим? Ни Мегасфен, ни Деймах, ни Дионисий нигде в своих записях не упоминают о «бриллианте индийской мысли» Бхагавад-гите.

Проходит 600 лет и мы можем наблюдать новый всплеск интереса к Индии со стороны европейцев. На этот раз речь идет о позднеримской эпохе. В период кризиса античной культуры греко-римский мир увлекается «индийской мудростью». Подобный интерес совершенно очевидно связан с изучением философии и религии, не так ли? Не смотря на горячее желание многих поэтов и философов отправиться в Индию вместе с торговцами и купцами, осуществить подобное предприятие удается немногим. Но кое-кому все же удается. Огромной популярностью среди римских любителей таинственного Востока в ту эпоху пользуется произведение Филострата, описывающего посещение Индии Аполлонием Тианским и содержащее множество бесед путешественника с царями и брахманами. Как вы думаете, кто-нибудь помянул в беседах с римлянином Бхагавад-гиту? И не надейтесь.

Индию посещали не только жители Запада. Фа Сянь, буддистский монах из Китая, путешествовавший по Иль.ндии и Шри Ланке в течение 13 лет (399-412) во времена царствования Чандрагупты II Викрамадитьи и подробно описавший своё путешествие. Как вы полагаете, можно за 13 лет, пройдя всю Индию с севера на юг и обратно, общаясь с самыми образованными людьми того времени, ни разу не услышать о Бхагавад-гите - главном произведении индийского народа? Нет? А вот Фа Сяню это удалось.

Но самое забавное в том, что Бхагавад-гиту знать не знают и индийские авторы.

Сколько раз в своей «Аштадхьяи» поминает её великий Панини (5 век до Р.Х.)? - Ноль.

А Патанджали (2 век до Р.Х.) в своей «Махабхашье»? - Ноль.

Может быть Чанакья пандит (Каутилья) (в 4-3 вв. до Р.Х.), которого Прабхупада любил цитировать в своих нудных лекциях и книгах, упоминает Бхагавад-гиту в своих трудах или как-то намекает на своё знакомство с её текстом? - Нет, цифра та же, ноль.

А что Калидаса (365-445), один из величайших поэтов Индии? Не может же автор множества пьес и поэм обойти вниманием столь значимое явление в жизни индийского народа? Это всё равно, что Пушкин Александр Сергеевич умудрился бы написать все свои шедевры, ни разу не упомянув русскую зиму. Нет, Калидаса тоже ничем не намекает на своё знакомство с этим произведением, хотя, например с Натьяшастрой или Панчатантрой он был знаком.

Варахамихира (505-587) индийский математик, астроном и астролог, оставивший богатое литературное наследие. - Ноль упоминаний о Бхагавад-гите.

Можно долго продолжать перечислять имена и даты. А смысл?

Даже после того, как в 9 веке после Р.Х Шанкара «заметил» и впервые (!) откомментировал этот шедевр индийской мысли, за пару-тройку веков до этого вставленный кем-то в Бхишмапарву Махабхараты, его труд не произвел эффекта разорвавшейся бомбы, и Бхагавад-гита еще долгое время никому, кроме узкого круга теологов и ученых, никуда не упиралась. Хотите доказательств?

Через два века после Шанкары Индию посетил персидский ученый-энциклопедист Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бирунии. Путешественник и исследователь провел на родине Кришны несколько лет и составил подробное описание этой страны, которое так и озаглавил «Индия». Название двенадцатой главы звучит так: «Рассказ о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев». Как вы полагаете, мог ученый обойти своим вниманием Бхагавад-гиту, при написании этой главы? А вот он смог. Не смотря на то, что с содержанием Махабхараты он был знаком.
О чем это говорит?
А вы сами как думаете?
Previous post Next post
Up