РЕКИ ВРЕМЁН

Feb 21, 2013 21:45

                                                                                                                                                Эх время время времечко
                                                                                                                                                Жизнь не пролетела зря...
                                                                                                                                                                Андреев М. «Трамвай Пятерочка»

Господа волшебники!
                                                                                                                                                Знайте, ребята, которых мы превратили
                                                                                                                                                сегодня в стариков,
                                                                                                                                                еще могут помолодеть.
                                                                                                                                                               Сергей Владимирович,
                                                                                                                                                               «Сказка о потерянном Времени»

Если православному человеку приходится общаться с кришнаитами, то кое-кто замечает, что их кришнаистсткие оппоненты говорят с ними из «другой реальности». Что простые и известные каждому с детства понятия, описывающие окружающую нас реальность, они используют, наполняя их иными, порою радикально иными смыслами. Отсюда проистекают множественные взаимные непонимания, недоразумения, пустая трата времени и душевных сил.
   Все мы с детства привыкли воспринимать время, как некую ленту, непрерывно разворачивающуюся от прошлого к будущему. Начало этой ленты совпадает с точкой сотворения мира. Момент, когда лента, полностью развернувшись, закончится, станет последним моментом его (мира) существования. Кроме того, с детства нам известно, несколько связанных с этой лентой правил и аксиом. Например, что время не течет вспять и изменить прошлое, вернувшись назад и заново пережив какой-то неудавшийся момент жизни - невозможно. Как говорится, что случилось, то случилось. Или, к примеру, что количество времени, оставшегося в пока ещё неразвёрнутом рулоне - является величиной неизвестной и неопределяемой.

Такое восприятие времени сложилось не с бухты-барахты и не за один день. Ни одно из древних обществ, ни одна из известных нам древних архаических культур не были способны понести эту неимоверную тяжесть - необратимость и неотменимость человеческого прошлого. Поэтому восприятие времени нашими древними предками было повсеместно иным. Время в их восприятии не тянулось непрерывно. Оно регулярно (как правило, раз в год) «останавливалось» и мир «обновлялся», «творился заново». Процесс «перехода» в новый жизненный цикл и «очищения» от совершенных за прошлый цикл пакостей и проступков, обеспечивал ритуал, связанный с космогоническим мифом конкретной культуры и народа. То есть религиозные культуры древности не требовали внутреннего изменения от самого человека. Достаточно было ритуально «изменить», «возродить» окружающий мир, который в очередной раз до краев наполнился мерзостью, хаосом и разложением.
   Мировоззрение кришнаизма (при всей его исторической смехотворности и несостоятельности) опирается, вслед за породившим его индуизмом, на мифы и ритуалы сразу двух архаических культур. Это культура ариев (или культура Риг-веды) и культура Индской цивилизации, не оставившей текстовых памятников, но оказавшей колоссальное влияние на столкнувшуюся с ней культуру Риг-веды. Плоды этих влияний выпукло выпирают уже в текстах брахман и араньяк. Что касается упанишад, то они вообще по-существу транслируют в большей степени индское, а не арийское мировоззрение.
   В части восприятия времени религиозный гений цивилизации Инда довёл общую для всех архаических культур (в том числе и арийской) идею «обновления» мира через ритуал до «логического», так сказать, конца. Идеалом и образцом для подражания в этой культуре стал человек уже даже не обновляющий (под руководством жрецов) окружающий его мир, а полностью разрушающий его (лично для себя), как средоточие зла, страданий, обмана и наваждения. Действительно, чё его обновлять-переобновлять. Хрясь! Нет мира - нет проблемы. Восприятие времени, в этой связи, претерпело в цивилизации Инда существенные (по сравнению с другими архаическими культурами) изменения. Наблюдаемые в природе циклы были расширены в мифическом мышлении её носителей до поистине космических размеров, не воспринимаемых психически здоровыми людьми.
   Кришнаизм, зараженный одновременно и архаическим регулярным «возрожденчеством» мира и индской глобально-космической «зацикленностью» времени, не знает и при всём своём желании не может знать времени линейного. Отсюда проистекает их необъяснимое (даже для них самих) пренебрежение к истории.
   Итак, если христианин оценивает протяженность своей жизни как отрезок на общемировой разворачивающейся временной ленте, то жизнь кришнаиста по его комично-ведическим представлениям, выглядит как один из множества двухмиллиметровых отрезков, рассеянных по всей длине кучи спутанного серпантина. А размером эта куча - с Луну. То есть время для кришнаиста - это не лента, а спираль, скрученная в другую спираль, скрученная в другую, скрученная, скрученная, скрученная. И при этом замкнутая, как лента мёбиуса, на саму себя. Это типичный пример «дурной бесконечности». Какие чувства может вызвать данная модель? Правильно, отвращение и апатию. Она с одной единственной целью и придумана древними авторами - чтобы их вызывать.
   В этом, пожалуй, главное отличие духа арийской Риг-веды от духа Индских упанишад и всего, что было написано в Индии после них. Риг-веда всеми известными ей ритуально-магическими способами защищает сотворенный мир, оправдывает его, призывает защищать и хранить его от сил зла и хаоса. Да, авторы Риг-веды не знают истинного Бога, не знают страха божьего и божьего Суда, не знают себя и своего предназначения, не знают цены времени. Но все же, у меня, как у христианки, складывается впечатление, что гимны Риг-веды написаны людьми способными это узнать, иногда даже жаждущими этого.
   Упанишады не оставляют Божьему Творению ни одного шанса на спасение. А тварь божью - человека - обрекают на самоубийство. Медленное и изощренное. Главной причиной зла в мире, вернее самим злом, они объявляют сам же мир, одним из неотъемлемых атрибутов существования которого является время. Многочисленные йогические техники и пути, учат тому, как реализовать это «открытие» на практике. Есть более древние клубы любителей расчеловечивания, а есть недавно возникшие. Одним из вторых является ИСККОНовский кришнаизм.
Previous post Next post
Up