Сегодня Великая среда Страстной седмицы, и о чем же еще думать, как не об Иуде Искариоте и его поступке
Честно скажу - его поступка и описания его евангелистами я не понимала и не понимаю до сих пор.
Все Евангелие отличается поразительной прямотой и искренностью, а так же достоверностью персонажей. Петр - рыбак, простой человек, и его речь и натура так же просты, как и его поступки. Он тоже предал Христа, правда, не продал, а просто отрекся. Но реакция его более естественная. Он стыдился сам себя, прятался, потом воспрянул духом от вести о Воскресении и с тех пор уже никогда и ничего на свете не боялся, шел навстречу опасности и даже умер практически по своей воле, мечтая о страданиях, делающих его соучастником Страстям Христовым.
Апостол Павел - мудрый ученый, имеющий дар слова и имеющий богатый опыт ведения богословских дискуссий. И его книги и поступки таки же, как он - мудрые, смелые, иногда неожиданные, но наполненные пафосом и уверенностью, свойственными его характеру.
Иоанн Богослов - мистик, с юности полюбивший Христа, взявший по Его благословению на себя заботу о Его Матери. И все его произведения наполнены мистикой и иносказаниями. Всю жизнь он посвятил Христу и наверно вся жизнь нужна, чтобы понять вполне его писания. Но в глубине этого источника видны все те же чистые глаза восемнадцатилетнего парнишки, увидевшего Свет и навсегда очарованного.
И остальные характеры такие же.
Иуда же Искариот предстает загадкой.
Я читала множество версий мотивов его поступка.
Профессор А. П. Лопухин, в своей Толковой Библии, предполагает, что Иуда почувствовал не раскаяние, но одиночество. Он предал Учителя, отстал от апостолов, но и первосвященники не сочли его своим. Он нигде не мог найти места и впал в отчаяние.
Мудреная историческая реконструкция Александра Ткаченко говорит о великом стяжателе, который мечтал стать казначеем Мессианского царства Израиля и не смог пережить крушения своей мечты (
https://foma.ru/iuda-xronika-odnogo-predatelstva.html).
Древние гностики «каиниты» считали Иуду святым на том основании, что, «если Иисус избрал Иуду, заранее зная, что Иуда предаст Его, значит, Он поощрял его поступить так». Но те же самые каиниты оправдывали и Каина, первого убийцу, и содомлян, в общем, они вообще не считали насилие и предательство грехом, то есть, с ними у меня просто нет общего пространства для дискуссии. С моей точки зрения, Христу не нужен был предатель, для принесения себя в жертву. Он был Сыном Божьим. Он Сам, своей волей принес себя в жертву за людей и не нуждался в ином посреднике.\
Целая лавина философов, включая Дмитрия Мережковского, Сергея Михайлова и других представляли Иуду этаким героем-мучеником, добровольно пошедшим на открытое предательство для осуществления Божьего плана, тайным Посвященным, единственным, кого Христос смог просить предпринять нужные шаги для исполнения пророчеств. Как я уже говорила, не вижу для Христа необходимости в предателе. И даже если бы нечто подобное имело место быть, с чего, спрашивается, Иуде вешаться? Зачем самоубийство? Почему бы гордо не объявить о том, что ему было велено или хотя бы не сказать - я должен был так поступить и не вынести все, что за этим последует? Ведь даже в этом его поступке Иуда нашел поклонников. Можно себе представить, сколько людей поверило бы ему, если бы он хотя бы остался жить? Нет логики в самоубийстве, потому что оно - акт отчаяния.
В библейской истории есть великая жертва - Ифтах и его дочь. В пылу боя судья Ифтах дает слово, что принесет в жертву первого, кого найдет по дороге домой. Встретившая отца единственная дочь соглашается выполнить его клятву и добровольно ложится под нож, дабы отец сдержал слово. Ифтах сам, своими руками принес в жертву родную дочь. И выжил. Да, прожил не так долго, но сделал то, ради чего была принесена эта жертва. Лион Фейхтвангер художественно описал эту ситуацию, но в книге Судей она изложена всего двумя стихами, четко и ясно.
А Иуда реагировал не как убитый горем друг или великий мученик. Он реагировал как отчаявшийся человек, потерявший любые ориентиры. Если бы у него не выдержало сердце - это было бы напряжение духа, сломленного слишком тяжелой ношей. А повешение - это не геройство. Это трусливое бегство от реальности, в которой тебе слишком плохо. Мелковат герой.
Что я вижу в Иуде?
Во-первых, единственный из учеников Христа - из колена Иуды. Это если нашими реалиями, то единственный русский среди украинцев. Ну, или наоборот, не суть. Но ученик, бывший с самого начала. Он есть во всех списках евангелистов. 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
(Матф.10:4), 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.(Лук.6:16)
Во-вторых, казначей небольшой общины Христа. То есть, человек, которому были доверены деньги. А, значит, не безграмотный, умеющий считать и, видимо, по мнению остальных, неплохо справлявшийся со своими обязанностями, раз даже приход в общину, к примеру, профессионального сборщика налогов Матфея, не заставил передать казну ему, несмотря на то, что казначей оказался нечист на руку. 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.(Иоан.12:6)
В-третьих, способный на яркие и сильные чувства, раз уж отчаяние после известия о смертном приговоре было достаточно, чтобы он не захотел дальше жить.
Ст. 3-10 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился
18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.(Деян.1:18,19)
В-четвертых, Сам Христос объявил Иуду сыном погибели. Не нашел ему никаких оправданий. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.(Иоан.17:12)
А церковная традиция говорит о том, что предательство произошло в тот же день, когда Мария Магдалина потратила большие деньги на ароматы, которыми помазала голову Христа. И что на замечание Иуды, что это миро можно было продать и раздать деньги нищим, Христос не только не согласился, но и утверждал, что повсюду, где будет проповедоваться Евангелие, будет рассказано об этой женщине, и о том, что она сделала. Так что предательство с этой точки очень похоже на обыкновенную вспышку обиды и желание сделать больно в ответ.
Примерно так
Иуда, видя, что Иисус, вопреки собственным проповедям, позволяет красивой женщине умащать свое тело благовониями, не смог удержаться от замечания. Евангелист при этом упоминает, что Иуда был вор и замечание его было сделано не из попечения о нищих, а просто от жадности при виде кучи денег, уходящих в никуда. Цена мира, к слову, судя по Евангелию, в десять раз превышала сумму, которую Иуда получил от первосвященников за предательство. Примерно как если бы последняя составляла месячную зарплату рабочего в Иудее, то цена мира была бы равна практически годовому доходу.
Иисус последние дни вел себя странно. Не говорил о приближении Царства израильского, говорил о своей скорой смерти. Позволил женщине прикасаться к себе и умащать его благовониями.
Первосвященники объявили охоту на Иисуса и его последователей, из которых Иуда принадлежал к десятку первых. То есть, ему еще и грозила опасность, как близкому ученику.
Из этого вроде бы истекает план: предать Иисуса, разом расквитаться за все обиды, за разочарование, за крушение мечты о Царстве Израиля на земле и Иуде, ближайшем сановнике Великого Царя. Избавиться от опасности попасть под огонь из-за учителя, возможно, даже стать приближенным к первосвященникам. Последнее, кстати, могло бы объяснить, почему предатель не торговался. Не хотел показаться слишком жадным, хотел доказать, что он не столько ради денег предает Иисуса, сколько из преданности священноначалию.
Поэтому и не запросил много денег, но взял достаточно, чтобы прожить какое-то время, пока подыщет новое дело.
Если бы Иуда просто хотел денег, почему, простите, не дал деру с казной? Или захотел присовокупить к сумме казны еще и дополнительную мзду?
Все это еще как-то вписывается в характер человека не слишком дружелюбного, не очень ладившего с окружающими, не особо умного, но желающего себе комфорта и не любящего все, что этому мешает. Того, любую критику воспринимает в штыки, даже если она заслуженна.
И еще - это поступки человека трусливого. Сначала он пошел за Иисусом. Чудеса и денежки в казне убедили его, что дело стоящее. Можно заработать а то и кто знает, может удастся куда выше взлететь. А тут - первосвященники, угроза. И Иуда решает свернуть на более безопасную дорожку. Возможно.
Но что дальше?
Иисуса опознали, арестовали, скрутили и без особого сопротивления заключили под стражу. Все по плану. Самое время смыться с деньгами и поминай, как звали.
Но Иуда делает нечто прямо противоположное. Он не бежит, а ждет суда и приговора. Затем идет к первосвященникам, швыряет им назад деньги и возглашает, что предал неповинную кровь. В ответ получает равнодушную отмазку, типа, сам пришел, сам помог, теперь сам со своей совестью и разбирайся.
Вот тут есть повод заподозрить Иуду во властолюбии. Он шел за Христом, ожидая Царства Мессии. Он разочаровался в Нем и подался на сторону более сильных союзников, как он считал. Но этот союз был мнимым, священники использовали Иуду и брезгливо его оттолкнули. Вроде бы - вот повод, предал зря, разочаровался и покончил с собой. Но!
Это именно он к ним пришел с претензией! Властолюбец не стал бы ссориться с теми, с кем желал союза! Он бы подлизывался, юлил, но не швырялся деньгами.
В общем, Иуда вел себя как человек, который был обманут, который получил совсем не то, что покупал. Так кто же обманул Иуду и как? Обман такого масштаба, чтобы при его раскрытии перестало хотеться жить?
Почему Иуда захотел умереть? Он так сильно любил Христа, что не смог жить зная, что обрек Его на смерть? Пусть даже он не знал, что Иисус Сын Божий. Он мог любить Его как учителя, в конце концов.
Или он сам себе стал противен, осознав, как мелочно поступил, как продал доброго человека на муки и смерть ради мелкой обиды и горсти монет?
Или он не ожидал именно такого исхода? Ведь согласно Евангелисту, Иуда умер еще до того, как казнили Христа. Тут есть разночтения, но прямо Евангелие внушает мысль: Иуда устроил скандал и захотел умереть, когда узнал, что Христу вынесли смертный приговор.
Как будто они не так договаривались. Как будто Иуда ждал другого.
Восстания? Я читала о такой версии, но не согласна с ней. Если бы Иуда мечтал о широкомасштабном восстании, о революции, призванной свергнуть римлян и воцарить Израиль над всей землей, он бы не действовал настолько втихаря. Апостолы, хоть кто-то из них знали бы о таких взглядах Иуды и это нашло бы свое отражение в Евангелиях или хотя бы в Предании. Ведь именно Иуда вел стражу для ареста Иисуса. Он один знал, где и когда арестуют Учителя. Если он хотел восстания, то прямо или косвенно мог способствовать тому, чтобы в ту ночь в Гефсимании было достаточное количество учеников с оружием для начала войны. Однако на деле ученики были настолько не готовы к нападению, что один из них вообще оказался на месте голым, с одним одеялом, как ребенок, сбежавшим из дома через окно. И лишь у одного из них был меч.
Иуда не сошел с ума после ареста Иисуса. В ужас его привел лишь приговор.
Первосвященники обещали ему, что дело ограничится битьем и временным арестом? А потом Иисуса отпустят, и пусть катится обратно в свою Галилею? Возможно, после этого Иисус станет серьезнее относиться к положению иудейского народа и перестанет так решительно выступать против восстания?
В общем, как всегда, вопросов больше, чем ответов, а смысл поступка Иуды и спустя десятки веков остается непознанным.
Мне интересно, видит ли кто-нибудь логику в поступках Иуды?
Хоть что-то? И не списывайте все на сатанинское влияние, я не верю, что сатана мог заставить ученика Христова делать что-то, чего тот сам бы не захотел. Иуда имел ту же свободную волю, что и мы все. И так же сам ею распорядился.
Но почему ему так не понравился результат? Он был дураком, и не предвидел, что Христа казнят? Это в оккупационном-то Израиле, где чихнуть страшно было?
Есть идеи? Имейте в виду, Вильям Оккам учил не умножать сущности без необходимости. То есть, изобретать обстоятельства, не описанные в Евангелии, не надо, это уже не раз делали до вас и до меня. И я сама так умею. А вот следуя только евангельской истории, можно построить адекватный психологический портрет Иуды из Кариота?