Мы давно и с удовольствием готовились к поездке в Рим. Хотелось увидеть древний город, бывший некогда центром того мира, из которого произошла современная Европа. От того гордого города остались лишь руины и воспоминания. Рим современный чем-то шокировал, чем-то приятно удивил, а также напомнил, что не везде в Европе царит строгий немецкий порядок.
Итальянцы по своему менталитету близки к русским. В их столице любая грязь - это пыль веков, которую не стесняются сохранять на фасадах и мостовых. Туалет там, где приспичило, будь то одинокий куст у Колизея или величественная древняя стена Порта Тибуртина. Современные граффити в духе "Пошли вы ...!" разрешены на любых поверхностях, в том числе на уже упомянутых древних стенах. Светофоры встречаются крайне редко (мы видели два или три) и горят только одним светом - оранжевым. Дорожное движение стихийно самоорганизуется - кому надо перейти дорогу, те просто идут, а кому надо ехать, либо вынужденно останавливаются, либо успевают проскочить. Мопеды в Италии по своей популярности сравнимы с велосипедами в Германии или Голландии. Парковка, как и туалет, там, где приспичило. В разговорах, в том числе и по телефону, помогает усиленная жестикуляция. Метро, самое грязное из до сих пор увиденных, проложено в обход всех достопримечательностей, и только возле Колизея есть станция, лежащая ближе 600 метров. Либо римляне считают, что туристам, чтобы проникнуться атмосферой города, следует ходить пешком, либо метро прокладывали для себя, а не для гостей. Переполненные потными людьми автобусы, несущиеся со скоростью 30-40 км/ч при температуре +30 - вот удел тех, кто бережёт свои ноги и время. Билетные автоматы работают через раз, и даже сотрудники сервиса чинят их ударом кулака, не говоря о простых смертных. Темнокожие коммерсанты прямо на улице продают сумки Прада и Гуччи. Царит атмосфера неразберихи и весёлой доброжелательности.
Италию не стоит оценивать по шкале "хорошо-плохо". Её нужно принять такой, как есть. С этим постулатом мы ступили в Рим.
В этот раз никаких приключений: самолёт вовремя, автобус прямо у терминала, гостиница в центре, в радиусе 20 метров от неё вокзал, метро и супермаркет. Комната оснащена кондиционером - бесценная вещь в таком климате.
Мы с Сашей прибыли вечером в пятницу, заселились и пошли ужинать в нетуристический район. Нашли непафосное заведение, где пиццу за разумные деньги ловко готовили на наших глазах и не говорили по-английски.
Roma Antica
Утром в субботу из Флоренции приехала Аня, и втроём мы отправились на руины. В 10 часов у Колизея уже выстроилась полукилометровая очередь в кассу. Полезно быть подготовленным туристом и знать, что билет "Палатин+Колизей" стоит всего на 2 евро дороже и продаётся в 30 метрах на входе к Палатину безо всякой очереди. И раз уж мы дошли до этой кассы, то первым решили осмотреть знаменитый холм с руинами дворцов.
С Палатина открывается вид на Форум - сердце древнего Рима. Здесь стояли величественные храмы и триумфальные арки, здесь заседал Сенат и ораторы выступали перед народом, здесь проходили парадные шествия и погребальные церемонии. И мало что сохранилось до наших дней - великий Рим из учебников истории лежит в руинах. Мы прошли по Священной Улице до Капитолия и сфотографировали Форум оттуда.
Ближе к обеду мы узнали, что сиеста - это не прихоть, а вынужденная необходимость. Гулять по раскалённому городу оказалось невозможно, и мы вернулись в гостиницу, чтобы перекусить, отдохнуть и переждать жару. Только в четыре часа мы вошли в Колизей.
Здесь отчётливо понимаешь, что человечество способно с одинаковым энтузиазмом возводить великолепные сооружения и разрушать их. Когда-то Колизей был самым большим амфитеатром в мире и без сомнения шедевром зодчества. Но в средние века римским Папам нужнее были дворцы, для которых понадобился строительный камень. Папа Павел II из камней Колизея возвёл Венецианский дворец, кардинал Риарио - Дворец канцелярии, Павел III - Паллацо Фарнезе. Сейчас останки амфитеатра охраняются итальянским правительством, и одна стена, которую удобнее всего фотографировать, иногда даже чистится от грязи. За противоположной стеной можно найти свалку пластиковых бутылок и общественно-кустовой туалет.
Но даже разрушенный и обезображенный, амфитеатр Флавиев поражает своей мощью. Мы втроём долго бродили по нему, слушая по очереди аудиогид и проникаясь былым величием.
San Pietro
А на закате дня посетили другое громадное сооружение - собор святого Петра в Ватикане. Мнения о соборе разделились, и я выскажу своё. Нигде прежде в здании, именуемом храмом божьим, я не видела такого яркого олицетворения пафоса и роскоши. Сан-Пьетро отделан с таким размахом и богатством, что мысли посетивших его (в частности, меня и Ани) обращаются не к духовному и божественному, а к мирскому и низменному. А сколько это стоит? А стоило ли выколупывать бронзовые розетки из свода полуторатысячелетнего Пантеона, чтобы возвести балдахин с геральдическими пчёлами - фамильным символом одного из Пап? Этому ли учит религия? Количество мраморных статуй, огромных мозаик, призванных рассказывать о любви бога к человечеству, столь велико, что отвлекает от главной Идеи и вместо этого кричит о могуществе и алчности организации под названием Ватикан. Отметки на полу показывают размеры других соборов мира и свидетельствуют, что Сан-Пьетро - самый большой среди них, и это мерянье длиной умиляет.
А Саша был восхищён этой жемчужиной архитектуры - и его размерами, и великолепием внутреннего убранства, и красотой статуй. Гюго сказал про собор: "Микеланджело, уже в XVI веке несомненно почуявший, что зодчество гибнет, был озарен последней идеей - идеей отчаяния. Этот титан искусства нагромождает Пантеон на Парфенон и создает Собор св. Петра в Риме. Это величайшее творение искусства, заслуживающее того, чтобы остаться неповторимым, последний самостоятельный образчик зодчества, последний росчерк колосса художника на исполинском каменном списке, у которого нет продолжения".
Centro Storico
Аня провела с нами только один день, и дальше мы смотрели Рим с Сашей вдвоём. Утром в воскресенье прогулялись по так называемому историческому центру (Centro Storico). Разочаровала Площадь Испании - знаменитая лестница хороша в фильме "Римские каникулы", но в жизни ничем не примечательнее лестницы вокзала Новосибирск-Главный. На площади Навона центральный, самый главный фонтан затянут паутиной реставрации, отчего вся площадь напрочь теряет свою прелесть. Правда, там есть небольшая и симпатичная барочная церковь. А фонтан Треви, выстроенный в стене дворца герцога Поли на одной из площадей неподалёку, без сомнения великолепен.
Набережная Тибра - это полоса контрастов. С одного берега на нас глядел огромный и пышный Дворец правосудия, а с другого - раздолбаные и нежилые серые дома со слепыми окнами.
Мы дошли до Замка Святого Ангела - старинной постройки, бывшей мавзолеем, резиденцией Пап, сокровищницей и тюрьмой, а ставшей музеем. И здесь нас одолел полуденный зной, пришлось ехать в гостиницу на сиесту.
Снова Ватикан
Мне не понравился Сан-Пьетро, но волею судеб мы вернулись к нему ещё трижды. Сначала прошли мимо соборной площади по дороге от Кастель-Сант-Анджело к метро, потом после сиесты приехали смотреть Сикстинскую капеллу, но она была закрыта, и третий раз наступил ночью, когда хотелось сфотографировать подсветку. Итак, после сиесты мы снова оказались в Ватикане. Саша обнаружил лифт для подъма на Сан-Пьетро, и спустя некоторое время мы были внутри огромного купола, под которым можно было бы разместить небольшой дворец спорта на пару-тройку тысяч зрителей. Ещё минут пятнадцать подьёма по лестнице, и вот мы на крыше, любуемся Римом и Ватиканом.
Рим после заката
В субботу вечером мы были у Колизея и на Капитолии, в воскресенье - на площади Пополо и у Сан-Пьетро. Приятно гулять по городу, когда спадает жара. Как и всюду, в Риме продают с лотка бесполезные сувениры, но только здесь мы увидели штативы - вот уж действительно нужная ночью вещь.
Ночную съёмку проводил Саша.
Пантеон
В понедельник у нас оставалось полдня до самолёта, и мы поехали в Пантеон. Этот храм был построен во II веке и удивительно хорошо сохранился. От фундамента и до купольного свода Пантеон - "храм всех богов" - являет собой языческое строение, но в средние века его обратили в христианство, дали имя Санта Мария Ротонда и водрузили алтарь и крест на месте статуй Марса и Венеры. Благодаря такому способу удалось уберечь старинное здание от разрушения. Мраморная отделка и коринфские колонны остались прежними. Единственным источником света служит круглое окно в ценре купола, и сноп света перемещается по стенам в соответствии с движением солнца, олицетворяя идею царящего над землёй небесного свода.
Последний час в Риме
Перед отъездом мы ещё раз приехали на Священную Улицу - Via Sacra На Римском Форуме. Хотелось пройтись там и запомнить Рим таким - колыбелью европейской цивилизации, центром античного мира.
Вернувшись в гостиницу за оставленным рюкзаком, мы напоследок понервничали из-за итальянской пунктуальности - женщина с ресепшена, обещавшая в 12:30 быть на месте, ушла по делам, оставив записку "Coming soon. Don't ring". Вернись она минут на двадцать позже, и мы могли опоздать на автобус до аэропорта, следующий рейс которого не успевал к концу регистрации на самолёт. Но всё сложилось удачно, и мы увезли из Рима только приятные воспоминания.
50 красивых фотографий здесь:
http://photofile.ru/users/clubnichka/2884175/