Оригинал взят у
f3 в
Медицинская система РФ и как в ней уцелеть. Введение и Глава 1 Click to view
Сфера медицинской помощи - очень сложная и запутанная. Вопрос эффективности и надёжности любого лечения, диагностики и профилактики всё ещё так зыбок, что медицинские рекомендации по одному и тому же заболеванию могут меняться каждые 10-15 лет. Кроме того, эта сфера находится под сильным влиянием тоже не очень изученных психических процессов - и со стороны медицинского персонала, и со стороны пациентов. Всё это приводит к определённым данностям, которые, на сегодняшний день, задают тон:
- даже самое лучшее лечение не будет достаточно хорошим для всех; некоторый процент пациентов всегда будет разочарован, недоволен, разозлён и т.д.
- у многих врачей и пациентов нереалистичные ожидания друг от друга и от возможностей медицины.
- хотя рационально мы все понимаем, что болеть неприятно, у многих людей есть различные выгоды от болезней.
- врачи не всегда компетентны и помогают, а пациенты не всегда благодарны за честные попытки врачей им помочь.
- врачи никак не могут избежать выгорания, а пациенты - последствий выгорания врачей.
- и у врачей, и у пациентов есть свои собственные нужды и желания; и ситуация медицинской помощи часто оказывается своего рода плодородной почвой, на которой всё это даёт всходы.
Это относится к любой медицинской системе любой страны, но в России есть и своя специфика. Она обусловлена, с одной стороны, разными историческими событиями и традициями, с другой - политикой государства в отношении здравоохранения, с третьей - русской ментальностью и реалиями сегодняшней жизни. К сожалению, специфика на большой процент негативная. Разбирать этот негатив подробно - дело печальное и неприятное. Не разбирать - ещё печальнее, потому что влияние этого негатива огромно, он реально вредит людям, и непонятно, как с ним вообще сладить. Не очень ясно даже, с какого конца подходить, чтобы понять, что к чему и отчего. Но, попробуем всё же подойти.
Содержание
Глава 1. Почему всё сложилось так, как сложилось
Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
Глава 3. Дети и родители, пациенты и врачи: что общего?
Глава 4. Немного о том, как, чему и почему учат врачей в РФ
Глава 5. Что лучше - пере- или недо-?
Глава 6. Токсичная среда и те, кто в неё попадает
Мануал по выживанию для врачей
Мануал по выживанию для пациентов
Всё, описанное в этом разборе - мои собственные наблюдения и размышления. Иногда с опорой на научные исследования, иногда без. Если вы с чем-то не согласны, это нормально, я не претендую на абсолютную истину и не планирую сообщать ничего революционного. Возможно, некоторые темы будут для читателей относительно новыми, а некоторые - триггерными, то есть, вызывающими сильные эмоции. Тем не менее, надеюсь, что всем удастся сохранить самообладание и комментировать конструктивно. Дискуссия на эти темы очень нужна.
К моему огромному счастью, не всё, что описано дальше - справедливо для каждого из нас. Не всё совпадает в случае про конкретного врача, клинику, коллег и пациентов. По крайней мере, я на это очень надеюсь. Поэтому мой вам совет - принимайте близко к сердцу только то, что, на ваш взгляд, по делу. Впрочем, это правило и вообще для всех текстов подходит.
Поехали?
ГЛАВА 1
ПОЧЕМУ ВСЁ СЛОЖИЛОСЬ ТАК, КАК СЛОЖИЛОСЬ
Click to view
И тут выхожу я - весь в белом!...
(фраза из всем известного анекдота)
В этой главе я хочу показать, как устроено взаимодействие пациента и врача технически, то есть - чем оно характеризуется и в каком поле происходит. Также расскажу совсем коротко, как всё было раньше, что изменилось и продолжает меняться, а что пока ещё упирается и остаётся, как было.
На современные отношения пациентов и врачей влияют определённые исторически сложившиеся социальные роли и связанные с ними ожидания. Какие эти роли, как они сложились и почему?
Во все времена, в которые уже существовала хоть какая-то медицина и врачеватели - тот, кто лечит и обладает соответствующими знаниями, был для пациента и его семьи так называемой «родительской фигурой». А значит, это работало и для общества в целом, потому что большинство людей болеют хотя бы раз в жизни, что формирует общественные ожидания и обобщённый опыт.
Родительская фигура - это тот, кто наилучшим образом подходит под собирательный образ внутреннего родителя. А внутренний родитель, как паззл, складывается из всех реальных родительских фигур, встречавшихся человеку на жизненном пути, и выполнявших по отношению к нему родительские функции.
Почему врач - тоже «родительская фигура»? Потому что многое из того, что он делает или призван делать, очень точно попадает в собирательный образ Родителя:
- Врач, подобно родителю, принимает решения, касающиеся жизни и здоровья другого человека, в том числе, не про болезнь (работа, семья, режим дня, питание и пр.).
- Врач, подобно родителю, указывает, что делать (для излечения), наблюдает и контролирует исполнение назначений.
- Врач, подобно родителю, осуществляет необходимые (лечебные и уходовые) манипуляции и заботится о состоянии человека, поддерживает его и старается улучшить.
- Врач, подобно родителю, обладает статусом эксперта не только по отношению к самому человеку и его жизни, но и ко всей остальной семье и их жизни; т.е. его мнение и указания, касающиеся лечения, не оспариваются.
Всё это - контроль, экспертность, забота и принятие решений - функции Родителя по отношению к Ребёнку, соответственно, врач (вынужденно) всегда выполнял и выполняет родительские функции по отношению к любому пациенту.
* * *
... продолжение 1 главы
можно найти по этой ссылке . Также там есть аудиоподкасты для скачивания и PDF-версия для печати и пересылки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Какой из описанных подходов вам, как пациенту (пациентке) был бы удобнее? Почему?
2. Случалось ли вам во время консультации у врача озвучить ВСЁ, что вас на тот момент беспокоило? Почему? Что помешало, что помогло?
3. В чём вы видите свою ответственность, как пациента при партнёрском подходе к лечению?
Ответы можно присылать мне на мейл katya (at) sigitova.ru, или писать в комментариях.