Перевел с японского свое небольшое эссе, которое написал по результатам семинара о гендере в религии. Думаю, моим ПЧам это может быть интересно.
Религиозные причины женского обрезания в Африке
Предисловие
Женское обрезание - принадлежит к числу самых острых тем современной антропологии. В данном эссе я собираюсь рассмотреть религиозные причины его существования. В качестве основных источников я использую две работы - «Anthropology and Circumcision» , Eric K. Silverman и «Female Circumcision in Africa: An Overview», Leonard J. Kouba and Judith Muasher. Почему именно эти две работы - в первую очередь потому, что в них женское обрезание рассматривается как культурная и религиозная традиция, в то время как в подавляющем большинстве других работ оно жестко привязано к гендерной проблематике и борьбе за права женщин. На мой взгляд, игнорирование культурных и религиозных причин мешает более глубокому взгляду на проблему женского обрезания и пути ее решения. Я намеренно оставляю в стороне медицинскую и морально-этическую сторону проблемы, поскольку моя цель - раскрыть именно религиозную подоплеку этого явления.
Начнем с того, что женское обрезание - очень древняя традиция, существовавшая еще в древнем Египте. Об этом обряде можно найти упоминания в древнегреческих источниках, а также были найдены мумии со следами обрезания. Операции по обрезанию проводились уже в 5 веке до н.э. Известный немецкий путешественник 18-го века Карстен Нибур отмечал широкое распространение женского обрезания в арабских странах, особенно в Сирии и Египте. Женское обрезание упоминается в книгах и дневниках многих путешественников 19-го века. (1) Женское обрезание встречается в южной части Аравийского полуострова, в Малайзии, Индонезии и т.д., но больше всего распространено на Африканском континенте. В Африке женское обрезание существует по крайней мере в 26 странах. (1) Всемирная организация здравоохранения выделяет 4 типа женского обрезания - 1) удаление клитора ( клиторидэктомия) и/или клиторального капюшона, 2) удаление клитора и половых губ, 3) инфибуляция («фараоново обрезание») и 4) все другие повреждающие процедуры. В Африке в основном распространены удаление клитора и инфибуляция - операция, при которой отрезаются либо малые половые губы, либо большие, после чего раневые поверхности сшиваются, оставляя только небольшое отверстие для вывода мочи. Клиторидэктомия практикуется в основном в Эфиопии, Кении, Нигерии, Мали, Буркина-Фасо и Сенегале. Инфибуляция - в Эфиопии, Джибути, Сомали, Судане, Мали и Нигерии.
Религиозные верования о женском обрезании
Как уже упоминалось, многие авторы склонны связывать причины существования женского обрезания с требованиями со стороны мужчин, игнорируя религиозные верования женской половины населения Африки, которые в реальности имеют гораздо большее значение. В первую очередь, во многих племенах женское обрезание, как и мужское, является обязательной частью обрядов посвящения во взрослые, полноценные члены племени. Например, Джомо Кеньятта называл обрезание, как женское, так и мужское, conditio sine qua non мировоззрения племени Кикую, к которому сам принадлежал. (2) По его словам, обрезание (в данном случае, клитеридэктомия) имеет огромное социальное, этическое и религиозное значение, и для члена племени обряд посвящения без него невозможен. Соответственно, для члена племени Кикую запрет на клитеридэктомию воспринимается как запрет на проведение обряда посвящения для женщин или, по крайней мере, его сильное редуцирование по сравнению с мужским обрядом посвящения. Согласно поверьям некоторых племен, обрезание необходимо для определения пола ребенка. Верования племен Догонов и Бамбара (Мали) гласят, что изначально каждый человек имеет две души - мужскую и женскую. Женская душа мальчиков обитает в крайней плоти, мужская душа девочек - в клиторе. Часть тела, в которой обитает душа противоположного пола, тормозит половое развитие человека, поэтому необрезанный человек не может вести полноценную половую жизнь. Согласно верованиям племени Мосси (Буркина-Фасо), клитор является вместилищем темных сил и может убить ребенка при родах (схожих верований придерживаются и Догоны). Бамбара, в свою очередь, верят, что если клитор во время полового контакта коснется пениса, мужчина может погибнуть. (1) Помимо этого, считается, что женское обрезание подавляет сексуальность. Это верование принято интерпретировать исключительно как «мужское», но в реальности подавление сексуальности часто расценивается как положительное явление именно женщинами. В данном случае оно связывается с сохранением плодородных жидкостей внутри тела и подготовке женщины к успешным родам (3), то есть, является важным условием выявления в женщине материнской роли, священной согласно верованиям многих африканских народов. Как можно понять из приведенных фактов, с религиозной точки зрения, женское обрезание связывается с такими понятиями, как сакральная чистота, становление человека как части этого мира, обретение пола и плодородие, что имеет значительно большую ценность среди тех, кто ему подвержен, то есть, женщин, чем для мужчин. Боль, испытываемая при обрезании, также имеет сакральное значение. Обряды посвящения часто включают в себя испытание болью, причем боль нередко связана с увечьями.(4) Способность выдержать боль при посвящении является признаком зрелости и предметом гордости, поэтому члены общества стремятся испытать ее, а не избежать. (3)
Женское обрезание и ислам
Африканское женское обрезание часто связывается с исламом. Коран не предписывает женское обрезание, но африканские женщины все равно часто связывают свою идентичность как мусульманок с обрезанием, потому что оно принято в сообществе. Поэтому отсутствие соответствующих строк в Коране может убедить только образованных мусульман. Большинство мусульман Африки, на вопрос почему необходимо женское обрезание, отвечают: «Потому что это предписывается религией», или «Потому что так завещал пророк Мухаммед», а согласно народным верованиям, молитвы необрезанной женщины не будут услышаны Аллахом. (1) Женское обрезание, по всей видимости, изначально было африканской традицией, но вошло в том числе в мусульманскую традицию благодаря тому, что в исламе высоко ценятся чистота и целомудрие, а также по аналогии с мужским обрезанием. Кроме того, в африканском мусульманском сообществе половые органы необрезанной женщины считаются нечистыми, а в мусульманские народные верования была инкорпорирована идея о придании девочке женственности. (1)
Заключение
Для того, чтобы бороться с практикой женского обрезания, необходимо понимать причины того, почему его до сих пор придерживаются. В сознании практикующих ее народов, эта практика накрепко связана с взрослением, идентичностью и имеет сакральное значение. Игнорирование роли женщин в ее поддержании приводит к непониманию сторон и мешает эффективной риторике, призывающей к отказу от нее. В частности, подчеркивание подчиненного положения женщины в данном конкретном обществе вряд ли достигает цели, поскольку женское обрезание вполне может связываться с достижением большей свободы и независимости в умах практикующих его женщин. Необрезанная женщина воспринимается как нечистая, незрелая и лишенная своих сакральных функций, что ставит ее на значительно более низкую социальную ступень или исключает из общества вообще. Возможно, более правильной риторикой будет подчеркивание возможности достижения таких качеств, как женственность и зрелость, без обрезания, т.е., десакрализация обрезания. Здесь крайне важную роль играет привлечение к процессу борьбы представительниц народов, в которых практикуется женское обрезание. Основной же целевой аудиторией являются молодые женщины, уже подвергнувшиеся обрезанию, но способные защитить от этого варварского обычая своих дочерей.
Список литературы
1. Female Circumcision in Africa: An Overview. Leonard J. Kouba and Judith Muasher. African Studies Review, Vol. 28, No. 1 (Mar., 1985), pp. 95-110 2. Facing Mt. Kenya. Jomo Kenyatta、New York: Vintage Press,1965.p128 3. Anthropology and Circumcision, Eric K. Silverman, Annual Review of Anthropology, Vol. 33 (2004), pp. 419-445 4. Search for "voices": feminism, anthropology, and the global debate over female genital operations. CJ Walley. Cultural Anthropology. 12:405-38