Лица итальянок в истории анархо-феминизма

Jul 12, 2013 23:01

Лица итальянок в истории анархо-феминизма
Моя статья в "Молоте ведьм" №2, 2013
http://issuu.com/afemzine/docs/molot_vedm2_read
Анархистское путешествие Марии Роды: из Италии в США
Мария Рода родилась в 1877 году в итальянском городе Комо. Её мать рано умерла, а потому характер её формировал преимущественно отец Чезаре Рода Бальзарини, активный участник местного анархистского рабочего движения. Не достигнув ещё и 14 лет, Мария уже начала работать на шелкопрядильной фабрике Комо и смогла увидеть на практике причины борьбы своего отца за права рабочих. Неудивительно, что в таких условиях Мария проникается идеями анархизма и идёт по стопам своего отца. В 1891 году она впервые попадает в тюрьму за участие в забастовке рабочих в Милане. Её обвиняют в подстрекательстве забастовщиков к сопротивлению полиции (во время забастовки она пела антиправительственные песни). На суде она говорит: «Мне жаль этого полицейского. Мне жаль его, потому что он всего лишь зарабатывает себе на хлеб, бедняга. Но меня коробит, что он преследует других бедняг, своих братьев… Пусть он подумает об этом». В 1893 году Мария вместе со своей семьёй переезжает в США и вступает в анархистскую группу Gruppo Diritto all'Esistenza (Право на существование). Это была одна из самых больших и влиятельных анархистских групп в США того времени, сыгравшая важную роль в объединении рабочих и возникновении рабочего движения. В воспоминаниях члена группы Вильяма Галло ясно прослеживается та роль, которую отводили американо-итальянские анархисты саморазвитию и поддержанию связей между мигрантами в чужой стране: «Итальянские анархисты Патерсона образовали кооператив, кооперативную бакалейную лавку с клубом наверху… Они встречались по субботам, а фактически каждый день. Они играли там в карты, пили вино или пиво, но не слишком много. Каждую субботу были танцы под музыку, которую играл небольшой оркестр. Я играл на гитаре, [мой брат] Генри - на скрипке… Отец с матерью, особенно мать, выступали в клубе, там была небольшая сцена… Все пьесы были о жизни бедняков и о том, как их угнетают». Фактически сплочению анархистской группы действительно способствовали появившиеся и поддерживаемые итальянским сообществом образовательный центр и обособленное кадровое агентство «для своих» - для итальянских эмигрантов.
Борьба женщины: вместе или против организации
Итак, Мария Рода примыкает к крупной анархистской организации, и что же она там обнаруживает? Всё ту же старую историю. «Мужчины говорят, что мы легкомысленны, что мы слабы, что мы неспособны поддерживать борьбу против этого невыносимого общества, что мы не можем понять идеал анархизма… Но именно они - причина нашей слабости, нашего неразвитого интеллекта, потому что они ограничивают наши возможности… и игнорируют нас». Мария обращается к своим «сёстрам-рабочим»: «Пришло время нам действовать и организоваться, чтобы доказать миру, который нас обвиняет, что мы тоже на что-то способны». В 1897 году Мария публикует в анархистской газете La Questione Sociale (Общественный вопрос) статью «К женщинам-рабочим». В последующие десять лет в «Общественном вопросе» многие женщины будут публиковать тексты со схожим смыслом - тексты о том, что мужчины не воспринимают женщин, работающих на благо анархистского движения, в качестве равноправных партнёров.  Только вдумайтесь: «в последующие десять лет…». Это действительно очень старая история. Однако Мария не отчаялась и в том же 1897 окончательно созрела для создания Gruppo Emancipazione della Donna (Группа женской эмансипации). Вместе с Марией у истоков этой группы стояли видные деятельницы группы «Право на существование» Нинфа Бароньо и Эрнестина Кравелло. Группа женской эмансипации объединяла внутри себя различные феминистские кружки, существующие внутри пёстрого анархистского движения.
Женский вопрос в печати
Объединение женщин в собственную группу явилось следствием их недовольства отводимыми им второстепенными ролями и снисходительным отношением со стороны мужчин в анархистском движении. Как только эта проблема несимметричных ролей внутри движения была обозначена, сразу же в анархистские газеты хлынул поток статей, в которых женщины анализировали не только общие вопросы, которые необходимо решать рабочему сообществу, но уже и свои, частные, с которыми им приходилось сталкиваться как женщинам.  Что интересно, в газеты, предназначенные для публикаций не состоящих в организациях анархистов (например, Cronaca Sovversiva, Бунтарские хроники), попадало намного меньше статей женщин об их роли и месте в анархистском движении, тогда как газеты организованных групп (например,  La Questione Sociale, Общественный вопрос, или L' Era Nuova, Новая эпоха) печатали такие статьи охотно и часто. Так, например, одна из активных участниц Группы женской эмансипации, писавшая под псевдонимом Titi, в 1906 году опубликовала на страницах «Общественного вопроса» целый ряд эссе под общим названием «Женщинам: Эмансипируемся!», в которых она соотносила революционные теории со своим личным, интимным опытом. Мужчины на страницах изданий тоже периодически привлекали внимание других мужчин к проблеме существования женщин в анархистских кругах. Однако, это был совсем иной взгляд на понимание женского вопроса, в фокус которого не попадали проблемы живых и реальных женщин. Акцент в текстах мужчин делался на создание с женщиной «анархистской семьи», то есть вовлечении её в общие проблемы анархизма, формировании из неё помощника мужчины. Самый пик статей женщин о своём положении в рядах анархистского движения пришёлся на 1899-1906 гг., когда редактором «Общественного вопроса» был Педро Эстеве - каталанский анархист и, кроме того, муж Марии Радо, с которым они вырастили 10 детей (удивительно, как Мария всё успевала!).
Ораторское искусство: на трибуне или на подиуме
Группа женской эмансипации в первые годы своего существования тесно сотрудничала с женскими пропагандистскими группами таких индустриальных центров, как Филадельфия и Бостон, и сообществами шахтёров Пенсильвании, Иллинойса и Вермонта. Активистки группы снова и снова обращали внимание рабочих на необходимость эмансипации женщин: «…женщина должна с большим рвением бороться за свою эмансипацию от тирании и предубеждённого отношения мужчин и от тех, кто по глупости считает женщину подчинённой и зачастую обращается с ней как с рабыней».  Яркие выступления перед многочисленной аудиторией были залогом успеха распространения анархо-феминистских идей в рядах женщин рабочих и привлечения общественного внимания к женскому вопросу. Мария Радо отличилась и здесь. В 1894 году она выступила с речью на собрании, посвящённом освобождению из тюрьмы Эммы Голдман. Это выступление оказало на Голдман исключительно благоприятное впечатление - «истинный луч света для меня». Общественное мнение также приковало свой взор к Марии: тогда как многие женщины вдохновились этим выступлением, мужчины, товарищи-анархисты, обсудили проявленность в Марии итальянской сексуальности. Видимо, женщины больше слушали, а мужчины больше смотрели.
Новое образование для нового человека: идеи образования Беллальмы Форцато-Специя
Следуя лозунгу, предполагающему личную активность, «Женщина, эмансипируйся!», итальянские анархо-феминистки большое внимание уделяли женскому образованию. В Бронксе, например, они организовывали  лекции, посвящённые проблемам женщин и рабочего движения. Одной из лекторш там была Беллальма Форцато-Специя - поэтесса, просветительница, революционерка, основательница книжного магазина с радикальной литературой. Беллальма Форцато-Специя большое внимание уделяла проблеме образования. В своей книге 1913 года «Современные женщины и образование с детских лет» она обращается к «дочерям рабочих», рассказывая им о важности домашнего образования и революционной роли матери в воспитании характера своих детей. Прежнее образование - «инструмент порабощения», истинное же образование, шанс на получение которого, благодаря своим матерям, могут получить нынешние дети, свободно от догм религии, патриотизма, милитаризма и капитализма. «Идёмте с нами!» - обращается Беллальма Форцато-Специя к женщинам, - «Дайте нам своих детей - бунтарей, разрушителей, мстителей, героев баррикад… И мы, наконец, сокрушим этот кровавый оплот частной собственности и на его дымящихся руинах воздвигнем красное знамя новой цивилизации, основанной на свободе и всеобщей справедливости».
Уроки живых женщин
Лица итальянок в истории анархо-феминизма оказались выразительными и запоминающимися. Осознав, что ни одна мощная организация не защитит и не выведет на первый план их проблемы, стоит им представиться не просто «анархисткой», а именовать себя «женщиной», они смело взялись за создание своей, малой, организации внутри большой, где они научились методам и способам, как заявить о своём существовании. Они создавали кружки, организовывали лекции, открывали книжные магазины, устраивали публичные выступления, писали статьи, книги и манифесты. Эти женщины оказались на передовой линии эпохи, и последующая история, в которой появилась ни много ни мало история женщин, доказывает, что они держались верного направления. Эти события происходили в США в начале 20 века, ещё до Первой мировой войны, после которой женщинам удалось выйти на рынок труда и получить некую экономическую независимость и право быть видимыми. Однако, видимо, и сейчас заданное итальянскими анархо-феминистками направление остаётся для общества актуальным. Возможно, оно останется актуальным навсегда. Освобождение - непрерывный процесс, ведь всегда найдутся те, кто захотят приписать себе властвование над человеком. И тогда можно вспомнить историю этих женщин - уроки женщин, которые живы. «Кто те люди, те абсолютные хозяева нас, нашего счастья и нашей жизни?.. Мы эти люди, потому что именно мы санкционируем всё то, что нас порабощает».

Литература
Marcella Bencivenni, Italian Immigrant Radical Culture: The Idealism of the Sovversivi in the United States, 1890-1940 (NYU Press, 2011)
Marcella Bencivenni, The Voices of Italian Immigrant Radical Women in the United States, 1890-1930 (Communication au colloque Histoire/Genre/Migration, Paris, mars 2006)
Philip V. Cannistraro, and Gerald Meyer, eds., The Lost World of Italian American Radicalism: Politics, Labor, and Culture (Greenwood Publishing Group, 2003)
Jennifer Guglielmo, Living the Revolution: Italian Women's Resistance and Radicalism in New York City, 1880-1945 (The University of North Carolina Press, 2010)

статья, имена феминизма, страницы феминизма

Previous post Next post
Up