Очень секретный пост. Специально на русском.

Mar 23, 2018 13:31


Плохое про вальдорф.

Специально пишу пост на русском языке поскольку частные школы тут убирают неугодных студентов, делают это хладнокровно и быстро. Не знаю делает ли так наша школа, но рисковать не хочу.

Еще в начале года мои претензии к вальдорфу были очень теоретические и не уверенные.

- слабая академическая планка. Мне казалось, что они пытаются ну очень среднего уровня достичь у детей по всем предметам. Вязание вязанием, но ребенок из частной школы должен выйти с блестящим образованием и отличной академической базой, иначе смысла в этом всем нет.

- боязнь что ребенок вырастет в другом мире и тяжело будет общаться с обычными людьми (но я понимала что это из разряда страшилок).

К сожалению, спустя почти год, наблюдая за ребенком и за школой, проблем я увидела гораздо больше и теперь они вполне оформились.

1. Отношение к детям. Вальдорф для маленьких детей пропагандирует принципы воспитания с которыми я полностью согласна. Эти принципы в России обычно идут по названием alpha parenting, а здесь respectful approach (RIE).



К сожалению, я вижу что вальдорф с этим палку перегнул. Они намеренно держат детей в ежовых рукавицах, не дают много свободы выбора, не дают принимать самим решения, не ставят перед ними проблем которые надо решить и вся система обучение построена так что дети как крысы за дудочкой следуют за преподавателем (примерно до 12 лет!). Рамки очень-очень ограниченны. От некоторых преподавателей вальдорфских меня коробит. Конечно, профессиональная деформация в любой школе может случится и некоторые учителя потому и становятся учителями что им нравится власть, но в вальдорфе, с таким сдерживающим подходом, таких учителей, мне кажется, больше и там хорошая почва для их развития.

Родители на днях были приглашены на лекцию заслуженной вальдорфской учительницы, 45 лет опыта. Какая же она была отвратительная! Просто упивалась своей властью и явно ключевое слово в подходе к детям она давно потеряла из виду - RESPECTFUL!!! Она даже в какой-то момент оговорилась и упоминая мальчика сказала "it" вместо "he".

Наши преподаватели в К классе волшебные, чудесные, относятся к детям с теплотой и  любовью (иногда даже большей чем могу Ане дать я).

На следующий год весной будем знакомиться с классным руководителем, который должен будет с детьми провести все следующие годы, надо будет очень тщательно с ней пообщаться.

У меня есть друзья хоумскулеры и у них потрясающие дети. В них чувствуется воля и свобода мысли. Я практически уверена что ни то ни другое в вальдорфе не культивируют, а скорее наоборот. Нет, хоумскулинг точно не для меня, но и вальдорфский подход меня не устраивает.

2. Академические знания. Я не бегу впереди паровоза, у меня нет цели научить Аню читать или писать как можно раньше, я уверена что есть другие занятия для ребенка в раннем возрасте, гораздо более полезные. Но Аня где-то с 4.5 лет сама начала интересоваться чтением и письмом. У меня совсем нет на занятия времени - тоддлер Лиза не дает нам заниматься, мы не делаем ничего регулярного и вообще я Ане не напоминаю о занятиях (хотя у меня мириад разных материалов дома заранее куплены), но Аня сама, потихоньку, задавая вопросы и изредка занимаясь по материалам которые я подкидываю, уже что-то пишет и что-то читает.

Я была уверена что меня полностью устраивает К как обычный детский сад в котором нет никакого формального обучения, но вот вдруг у меня в доме ребенок который явно готов чему-то академическому учиться! Оставляя ее в вальдорфском К мы отодвигаем ее обучение и не идем в ногу с интересами ребенка. Я вижу вокруг что и другие дети хотят учиться читать и писать в 4-5 лет, видимо это стандартный возраст. Ане еще очень нравится считать, она начала интересоваться деньгами, да и друзья невальдорфские те же интересы имеют.

Я почти уверена что занимаясь с Аней дома по пол часа каждый вечер мы достигнем большего чем она бы выучила, пойди она в публичную школу. Этим и будем заниматься на следующий год.

К сожалению, я сильно подозреваю, что и в первом классе вальдорф продолжит идти с задержкой. Они сначала учатся писать, потом читать (практически все дети умеют читать к концу 1го - началу 2го класса). Очень медленно, рассказывая длинные истории про каждую букву и вырисовывая ее.

Я должна отметить, что в немецкой частной школе которая следует немецкой школьной программе, дети в К тоже не учатся читать и писать. Там тоже натуральный детский сад весь первый год.

3. Old school. Я еще буду разбираться в деталях, возможно я что-то не так поняла, но на данный момент мне не нравятся методы обучения в вальдорфе.

С первого класса дети утром занимаются 2 часа за партами. 2 часа меня не смущают - вальдорф считает важным усидчивость и усердие, тем более что потом у них только развлечения. Но мне не нравится что основная подача материала в вальдорфской школе - монолог учителя. Учитель учит, дети внимают и запоминают. Иногда учитель устраивает проверки - задает вопросы. Устаревшая система. Уже давно доказано, что дети лучше учатся когда они ищут ответы, когда они задают вопросы, когда учитель следует за детьми и ведет диалог. Это называется progressive school и это то что нужно Ане - она у нас точно не тот тип который часами слушает и запоминает, хотя я почти уверена что ее там до какой-то степени надрессируют.

Не знаю почему так, может быть потому что программа разработана давно и мало меняется, может потому что такой подход хорошо стыкуется с отношением к детям. Я не знаю на сколько большая свобода есть у школы и у учителя в изменении программы, но сильно подозреваю что вариаций не много. Что бы школа называлась вальдорфской -  она должна пройти сертификацию, учителя должны пройти обучение по спец методике, эта франшиза намного серьезнее и строже Монтессори.

Ну и туда же в копилку. Я не вижу сейчас где при таком подходе к детям и обучению, у учителя будет желание или возможность следовать за индивидуальными нуждами ребенка. Скорее всего ребенок ничего подобного вообще нет. А это сейчас последний писк моды, так сказать!

То есть если мы на следующий год, следуя за Аниными интересами, будем активно учиться читать, писать, и считать, то к первому классу Аня придет полностью усвоившая программу на грядущий год и фактически будет заниматься только рисованием (ну хорошо, может некоторые концепции она после повторения усвоит глубже).

4. Social Emotional learning. Если с формальным учением я никуда не спешу, но следую за интересами ребенка, то с social emotional я всеми руками и ногами за формальное обучение. Сейчас, в К, учителя учат детей каким-то нормам общения и решения конфликтов, меня почти все устраивает - они не давят, позволяют детям самим разобраться и корректно вмешиваются если ситуация вышла из под контроля.

Но! Аня недавно мне сказала что она не любит и не дружит с мальчиком одним потому что у него кожа темная :((( За неделю до этого мама этого мальчика мне рассказала что были разбирательства между ее семьей и еще одной семьей в группе, в присутствии нашего учителя. К сожалению, учитель/школа не смогла предложить эффективного решения - они рассказывали какую-то сказку детям, с моралью, но этого явно не достаточно.

Мне кажется чем старше ребенок тем формальнее должны к этому подходить. Детям надо дать фразы которые они смогут использовать что бы помириться после ссоры или что бы выразить свое мнение. Дело не только в словах, дело и в знаках тела - это в том числе и основа будущего сексуального воспитания. Emotional intelligence is a big thing. Я боюсь, что вальдорф довольно слаб в этом направлении, проблемы могут возникнуть в старшем возрасте.

Мне немного грустно что мое расставание с вальдорфом происходит так неожиданно, на несколько лет чем я рассчитывала изначально. Возможно что-то еще поменяется по мере того как я буду узнавать больше про будущую школьную Анину жизнь.

Мы остаемся на следующий год в К.

Но мое сердце теперь устремлено на progressive education.

Previous post Next post
Up