Решил составить рейтинг лучших фильмов уходящего года, которые довелось посмотреть. Он оказался довольно куцым, особенно после того, как я выкинул из него все комиксы и Дисней (сколько можно уже). Наверное, в топ вошли бы пока не просмотренная "Операция Арго" и ещё не вышедший "Хоббит", но чего гадать, лучше обратиться к тому, что есть. Итак:
10. "Срочная доставка" (Premium Rush). Маститый сценарист Дэвид Коэпп периодически выступает в роли режиссёра: с переменным успехом, но чаще хорошо. В этот раз он снял отменное летнее кино, посвящённое городу Нью-Йорк и погоням на велосипедах, и если первое совсем банально, то второе - возможно, первый случай в истории (про велосипеды я помню только один фильм, который на самом деле не про велосипеды - сводящие зубы от глубины осмысления социальных язв "Велосипедные воры" какого-то очередного итальянского "реалиста"). Как это бывает в России, идеальное летнее кино у нас в кинотеатры вообще не попало, и тем приятнее посмотреть его сейчас, когда не то что на велосипеде прокатиться, а нос из дома высунуть тяжко. В фильме привычный класс демонстрирует Джозеф Гордон-Левитт, а в роли злодея блистает Майкл Шэннон, один из самых многообещающих актёров современности.
9. "Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom). Первый фильм Уэса Андерсона, который я посмотрел, и теперь точно посмотрю другие. Режиссёр демонстрирует безупречный стиль, а стиль, это, знаете ли, большое дело. Снято чопорным белым человеком из хорошей семьи, так чего ж ещё желать? Вместо рассказа о "Королевстве" лучше кину
ссылку на интервью некоего существа, которому довелось быть коллегой Андерсона по ремеслу, которое живёт в России (где же ещё) и аттестует творение Уэса как "высшую степень дебилизма" и "говно". Почитайте, он очень смешной, этот Сарик Андреасян. Там всё и про Андерсона, и про кино, и про Америку, и про Россию.
8. "Люди в чёрном 3". Первые две части мне всегда казались какими-то недоделанными. Возможно, это происходило от того, что Барри Зонненфельд (как и Джей Джей Абрамс сейчас) никогда не чувствовал себя настоящим режиссёром. Но то ли годы и опыт сказались, то ли помог новый сценарист Этан Коэн (не тот), а третий фильм вышел очень душевным и законченным. Как это бывает с завершениями растянутых на многие годы серий, которые никому особо не нужны.
7. "Семь психопатов" (Seven Psychopaths). Второй фильм ирландского драматурга Мартина Макдонаха оказался не похож на первый, но реноме поддержал. Если "Залечь на дно в Брюгге" был очень английским, то здесь автор уверенно шагнул в Америку, с прериями Оливера Стоуна, ленивыми диалогами головорезов Тарантино и вечной темой рефлексии голливудского сценариста, вынесенной в очередной сценарий. "Психопатам" не хватает тонкости свого предшественника, но иногда они уморительно смешны простым народным юмором, а под конец сюжетные завихрения создают иллюзию погружения как будто бы даже в смысловую глубину. И очень хорош Сэм Рокуэлл.
6. "Облачный Атлас" (Cloud Atlas). Говоря про этот совместный проект сестробратьев Вачовски и Тома Тыквера, все почему-то зациклились на переодеваниях и гриме (как, например, Волобуев в
своей якобы последней кинорецензии, Роман, мы по Вам будем скучать). Меня эта бутафория не сильно зацепила: какая разница в конце концов, похож Хьюго Уивинг (или Лана Вачовски) на женщину или нет, настоящих стоиков это не волнует. Фильм не даёт скучать интересными ходами и добротными шутками, но отдельно я хочу сказать только о Томе Хэнксе. Человек получил шесть ролей и как прирождённый обжора, пробравшийся за витрину кондитерской лавки, уплетает весь ассортимент с божественным вдохновением и невинным лицом ангела. В условиях свободы уличного театра сразу видно, кто какой актёр (а кто Холли Берри). Том Хэнкс - актёр откуда-то оттуда, с Облачного Атласа.
5. "Хроника" (Chronicle). Снятый в модной манере домашнего видео фильм про троицу случайных сверхлюдей получился злым, монолитным, современным, неистовым. Сверхлюди в наши дни именно таковы: живут в величайшей стране мира, парят в поднебесье небывалых возможностей, полной грудью вдыхают воздух самореализации, один из трёх - негр. Но при этом никаких розовых соплей: даже огромная сила не приносит счастья, а самые талантливые всегда погибают. Для дебюта подобные сжатые в кулак фабулы просто идеальны.
4. "Экипаж" (Flight). Это первый игровой фильм Роберта Земекиса с "Изгоя" 2000 года, а в главной роли - Дензел Вашингтон. Этого достаточно, чтобы изо рта потекли слюнки задолго до. Тенденция к академизму, наметившаяся как раз в "Изгое", получила своё продолжение: здесь вы не увидите летающих машин времени, дерущихся лопатами живых мертвецов, умственно отсталых героев нации, только рассказ о жизни одного алкоголика. Рассказ нравоучительный, а под конец даже чересчур (по крайней мере, по меркам страны алкоголиков), но мастер никогда не делает полотно монотонным: главный момент, когда борьба с недугом оканчивается неудачей, выглядит чертовски привлекательно.
3. "Весёлые каникулы" (Get the Gringo, How I Spent My Summer Vacation). Когда-то Мел Гибсон снялся в культовом, эталонном боевике "Расплата", и вот, спустя 13 лет, продолжил его, на этот раз в мексиканской тюрьме (взятый из реального мира, быт этого учреждения составляет отдельную, крайне интересную часть фильма). Постаревший австралийский мачо всё так же крут и непримирим, окружающий мир прогибается под него с тем же удалым треском, свистом и грохотом. Это старая классика, и всяким братьям Коэнам здесь не место.
2. "Третий лишний" (Ted). Комедия про плюшевого мишку - матершинника, драчуна и развратника - действительно освежает поднадоевший жанр, оккупированный Сетами Рогенами, Джудами Апатоу, Адамами Сэндлерами и прочей шайкой-лейкой. Миллион культурных ассоциаций, начиная от гигантской ностальгической линии Флэша Гордона и заканчивая совсем уж изощрёнными отсылками к шизофреническим фразам, вставленным в песни "Пинк Флойд", производят сильное впечатление. И, кстати, это тот случай, когда очень уместен вольный перевод, без которого половина шуток была бы совсем непонятна российской публике.
1. "Петля времени" (Looper). Третий фильм Райана Джонсона не назовёшь шедевром, но мне слишком импонирует тщательный интеллектуализм, с которым этот человек выстраивает свои картины. Пусть они несут на себе некоторый отпечаток искусственности (как и у Нолана, другого сочинителя сложных мрачных историй), всё равно следить за ходом мысли автора чрезвычайно интересно. Пока непонятно, насколько Джонсон хорош как режиссёр, как он справится с дорогим проектом (особенно не по своему сценарию), но ум и фантазия его несомненны. Любопытна и тяга Райана к эффектным концовкам (в "Петле времени" она достигла стадии удара булавой, перешибающей напрочь всю тонкую вязь сценария). Лучшая фантастика года, Брюс Уиллис как элитная вишенка на домашнем торте, заслуженное первое место.
На этом всё. Впереди Новый год, "Джанго", "Линкольн", а также вся остальная жизнь, по эту сторону экрана.