Скандал с "Бешенством матки", набравший почти межгалактические обороты (Энтони Кидис! Франц Фердинанд! На пикнике Афиши!!), является не столько образцом нарушения прав человека путинским режимом (куда ему до того же дела Магнитского), сколько индикатором интеллектуального состояния российского общества. И результат теста, прямо скажем, плачевный.
Первичная функция интеллекта - правильная квалификация, то есть "называние вещей своими именами". Если она работает, дальше всё уже намного легче: при помощи простых причинно-следственных связей можно успешно принимать жизненно необходимые решения. Например, вы сидите на лавочке в парке, рядом с собой видите компанию подростков, по поведению и внешнему виду явно принадлежащих к "неблагополучным слоям". Но при этом замечаете, что это практически дети, и вам, взрослой особи, они не угрожают. Поэтому можно остаться на месте, а не пытаться спешно ретироваться, но от айпада лучше далеко не отходить. Если же вы понимаете, что это не просто неопрятные дети окраин, а прожжённые малолетние уголовники, сипящие по фене и явно обратившие на вас внимание, то неплохо бы поискать более приятное место. Ошибка в квалификации в данном случае может закончиться печально.
В деле "Пусси" подобная - базовая - ошибка допускается постоянно. Например,
это делает итальянский вдохновитель российского протеста Андрей Мальгин. "Вчера на Пикнике Афиши "Франц Фердинанд" посвятил кощунницам песню. Но не выступивший на той же сцене Борис Гребенщиков, подписывавший коллективное письмо в их защиту. Интересно, почему зарубежные исполнители на наших сценах выражают солидарность с нашими артистами, а наши молчат, как будто их это не касается". Так незаметно, невзначай "Пусси Райот" становятся артистами. То есть это коллеги, свои для всякого актёра, впахивающего на ежедневных репетициях в попытке пробиться в основной состав труппы, для бедного художника, рисующего портреты прохожих на Арбате, для музыкантов, бросивших "работу по специальности" ради творчества и неделями пытающихся найти нужное звучание для первого альбома. Оказывается, "Пусси Райот" - это ПАНК-РОК-ГРУППА. Правда, не записывающая музыку и не дающая концертов, ну так это не беда. Главное, что это тоже ИСКУССТВО.
Однако капслоком суть не изменишь. Очевидно, что "Бешенство" - коллектив не музыкантов, а политических провокаторов и скандалистов, и с этой позиции к нему и нужно относиться. В этом смысле девушкам куда ближе Жириновский, чем "Ред Хот Чили Пепперс". Конечно, Владимир Вольфович - паяц высшего уровня, с уличными оборванками он рядом не стоял. Но, по сути, люди, защищающие в лице "Райот" представителей творческих профессий, совершают ровно ту же ошибку, что избиратели ЛДПР, полагающие, что эта партия реально защищает в Думе "русских и бедных". Разница только в том, что на агитацию ЛДПР на общефедеральном уровне десятилетиями тратятся огромные суммы, а "Пусси" должны нравиться просто так, за красивые разноцветные масочки, которые так мило смотрятся на автарках. "Народ сам полюбил".
Из той же серии "агитации для бедных" именование пуссистрадалец "молодыми мамами". Это типичная риторика адвоката перед присяжными из домохозяек, "молодой мамой" будет и Розмари, и медуза Горгона. У адвоката профессия такая.
Гораздо интереснее, на кого рассчитана пуссипропаганда (и на кого она, увы, действует). Мы уже выяснили, что неправильная квалификация - признак глупости. (Забавно, что именно неправильной квалификацией действий "панк-рок-группы" со стороны правоохранителей вызвана вся буча, и получается, что недовольные возмущаются тем же, что в полной мере присуще им самим). Однако целевая аудитория "пикникоафишного" протеста - якобы креативный класс, то есть люди, по определению интеллектуально превосходящие общую массу (которой на судьбу "Пусси" совершенно наплевать). Но интеллектуально развитые люди не станут сильно возмущаться несправедливостью в отношении профессиональных провокаторов, особенно на фоне постоянной несправедливости, которой подвергаются действительно порядочные члены общества и целые социальные группы.
Следовательно, пуссиистерика рассчитана на класс "образованных/творческих дураков". За прошедшие месяцы стало понятно, что этих людей в России довольно много. Остаётся понять, насколько. Хочется верить, что молчаливое большинство умных русских всё понимает и взирает на происходящее, как на дурной цирк, но вдруг окажется, что и нет никаких умных русских? То есть они есть, но кричащим дуракам они проиграют - то ли из-за присущей пассивности, то ли из-за малочисленности, а скорее, из-за того и другого вместе. Ведь именно так они проиграли сто лет назад, когда стадо образованных баранов в разгар мировой войны стало рассуждать о "немцах Романовых", чтобы в итоге получить себе на шею евреев и грузин, а для башковитых белых отбросов - место в безымянной лагерной могиле или, если повезёт, на социальной помойке.
Я не хочу сказать, что надо защищать Путина от панк-рок-групп. Путин - это и есть "диктатура грузин и евреев", пускай сильно ослабевшая со времён былой славы. Я к тому, что если к власти вдруг опять придут творческие дураки, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Нельзя допустить, чтобы люди с неправильной квалификацией реальности дорвались до управления. Иначе Россия опять превратится в беспомощную февральскую грушу, из которой родится очередной Чужой.
Но если умных русских нет, то "нельзя допустить" становится беспомощным криком, тающим в чёрной морозной пустоте гоголевской ночи перед рождеством. "Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает... Пусси Райот. Мутно небо, ночь мутна". И остаётся только пялиться в монитор, где в чёрной непроглядной глубине зелёными червячками сплетается матрица русской истории, позади всех этих творческих интерфейсов газет ру, снобов ру, лент ру, кремлинов ру, состряпанных образованными дураками для таких же дураков.
И ждать, что оттуда появится.