Нашумевший "Шапито-шоу" оказался неровным и неоднородным, как и все фильмы такого формата и метража. В процессе просмотра мне уже хотелось начать рассуждать об Иньярриту и "Магнолии", о музыкальных вставках, в которых Гондри вдруг превращается в КВН и обратно, о том, что Мамонову с его юродивой "харизмой", возможно, пора и отдохнуть. Подумалось, что Крым, где я никогда не был и куда теперь точно не хочу, в изложении Лобана удивительно совпал с моими представлениями о нём: серое каменное уныние, покрытое, как сыпью, остатками убогой цивилизации безумных пионеров, околотворческих пропойц и набыченных коренных, метафизичекий пуп, где дебильный русский Иванушка под облупившейся вывеской "Артека" держит за руку украинскую дурочку Алёнушку, и чего дальше, непонятно.
Но это всё думалось только в середине фильма. Начало первой новеллы ("Любви") мне понравилось. Развиртуализация родственных душ, такая насущная тема в наш оцифрованный век, передана очень реалистично, с настоящими, то есть некрасивыми и проблемными, людьми, трогательно ищущими, за что зацепиться друг в друге. А вот финал разочаровал: любви там что-то не было, да и самого финала, по сути, тоже. Сразу началась, хе-хе, "Дружба".
Эта и следующая ("Уважение") истории показались мне слабыми и сумбурными. Какие-то наркотики, гомосеки, глухие, голые. Казантип, а не кино. Более-менее удачными были только отдельные штрихи, вроде горланящего под гитару Мамонова в мире без звука и совсем уж трешового "фильма в фильме". Я даже испугался, что это он пришёл, "российский арт-хаус", бессмысленный и бестолковый.
Но тут вдруг фильм перетёк в финальный эпизод, с самым непритязательным названием "Сотрудничество", и преобразился из прыщавой обгоревшей курицы-курортницы в сильную загорелую красавицу, переполненную чувством собственной полноценности. Наконец-то началась настоящая комедия, причём умная, злая, бьющая в нужные точки. Это мог бы быть отдельный фильм, на зубодробительную тему "Цой жив!", что всяко покруче "Высоцкого". Показалось, что только здесь Лобан и Потапова нащупали свой ритм, что их истинный стиль - это Спайк Джонз и Чарли Кауфман, рецепированные в Россию. Сергей Попов в роли Сергея Попова, нигде до этого не игравший, в манере скучающего интеллектуала в шляпе переиграл всех. Я от души хохотал над происходящей феерией и остался премного доволен, пусть даже в концовке опять началась чёртова драма и концептуальность.
В целом же, фильм живой и от этого прекрасный, как тот букет полевых цветов, что отправляет в нокаут миллион алых роз. А мерить его высшими мерками мы не будем. Давайте оберегать родные ростки, а то всё камень да камень.