Арлекин и Пьеро

Feb 02, 2012 15:22

Удивительно похожи два трансатлантических культовых режиссёра, Вуди Аллен и Педро Альмодовар. Сложно назвать кого-то третьего, кто столь же упорно снимал бы один и тот же фильм в десятках частей. Абсолютно наплевав на жанры, засучив рукава, десятилетиями разрабатывать однажды удачно найденную золотую жилу - это ли не пример протестантской этики капитализма, даром что ни один их них не протестант и не очень-то капиталист.

Конечно, при желании между Алленом и Альмодоваром можно найти множество отличий. Маленький очкастый еврей (забавно, как грубо это звучит по-русски) старше, он больше любит диалоги, поездки по миру (то есть в Лондон, Париж и Барселону), он более экспериментатор, однажды снявший псевдобиографию (мой любимый его фильм). Но, думается, нюансы эти различимы только на фоне неподвижного как Пиренейские горы и кастильская честь Педро. Если у Аллена есть своя внушительная труппа персонажей, которая переодевается в разные костюмы и иногда выезжает за пределы Бронкса, то герои Альмодовара тихо-мирно живут одной дружной общиной в райском, Богом забытом уголке. "Из придуманных мною можно составить город".



Хочу им быть.



Но можно и им.
Альмодовар мне, пожалуй, ближе. В его творчестве много испанской страсти, корриды, безумства (хотя и намного больше женщин, трансвеститов, странных фантазий, женщин, женщин, ещё женщин!). Аллен же интеллектуальный шутник, предпочитающий поход к психоаналитику кровавой кухонной поножовщине (просто потому, что это ему кажется забавнее). Но они чертовски похожи. Эти два театра человеческих нравов, гастролирующих по кинозалам планеты вместе со всем скарбом, две автаркии, два знака качества и знака времени - кажутся искушённому киноману существовавшими вечно и бессмертными, как Пепси-кола.



Памятник Аллену в Овьедо. Дождётся ли Альмодовар своего где-нибудь в Балтиморе?
И Альмодовар, и Аллен считаются иконами так называемого "авторского кино" (небесспорный термин, придуманный французскими "шестидесятниками" в пику Голливуду). Любопытно расспросить адептов этой теории, где та грань, что отделяет приверженность своему стилю от шаблонности, и чьё кино более авторское: Альмодовара или Аменабара? Аллена или Финчера? Но адепты на то и адепты, что ответить на подобные вопросы они не в состоянии.


Альмодовар, кино, Вуди Аллен, артхуяус

Previous post Next post
Up