В этой стране существует расхожее выражение "кино не для всех". Как правило, под ним подразумевается унылая мутотень ни для кого (вменяемого и непредвзятого, по крайней мере). Но встречаются действительно стоящие фильмы, переварить которые сможет не всякий.
Бельгийский "Человек кусает собаку" 1992 года - из таких. Это псевдодокументальная чёрно-белая лента, на которой запечатлено простое, старое как мир, неприукрашенное насилие. Отморозок Бенуа проводит свою жизнь за убийствами старушек и детей с целью заработка, параллельно наслаждаясь трогательными посиделками в кругу семьи и пьянками в местном баре. В это время три кинематографиста-любителя снимают о нём фильм. Всё остальное - в деталях.
Бенуа Пульворд феноменально сыграл человека-зверя, причём культурного, европейского. Это не тарантиновские философствующие убийцы, безумно элегантные, но всё же несущие на себе неизгладимый отпечаток голливудской картонности (что не является недостатком, потому что этот отпечаток несут на себе и все живые, реальные американцы). Это не безмолвные мстители-азиаты Пак Чхун-Ука, непредсказуемые и непонятные, как богомол. Нет, Бенуа сочиняет и декламирует недурные стихи, интересно и легко рассуждает обо всём на свете, демонстрирует хорошие манеры. При этом он не перестаёт быть типичным гопником с "хуями" и "ёб твою мать", абсолютно аморальным подонком, садистом и расистом. Вся штука в том, что данный салат, приготовленный из мидий, горчицы и мороженого, кажется идеально сбалансированным, классическим блюдом в хорошем ресторане. Отталкивающий натурализм изнасилований и убийств моментально сменяется тонкой комедией, что кажется невозможным, ведь смеяться при виде происходящего просто нельзя. Но это старушка Европа, где видели всё, где неуместные и несовместимые вещи встроены в отглаженный быт, и где никто ничему не удивляется.
Что-то подобное этому фильму я видел только в сногсшибательном французском боевике "Доберман", вышедшем на пять лет позже под явным влиянием. Если у вас крепкие нервы, обязательно посмотрите, на что способен европейский кинематограф. Тем более что создатели "Человека" ничего больше не сняли, а автор идеи Реми Бельво покончил жизнь самоубийством, не дожив до сорока.
P.S. Отдельно хочется отметить качество русского перевода и озвучки (как я понимаю, из релиза Neoclassica годичной давности). Наши люди, вооружённые нашим языком - не дурачьё в лаптях, а реальная сила.