Я посмотрел "Начало", и у меня есть что сказать. Во-первых, не упущу случая посмеяться над нелепыми существами, осуществляющими промоушн в России. Слово "начало" вообще ни разу не прозвучало в фильме. Видно, ребята делали плакаты-буклеты по небольшому трейлеру, а название перевели через Мультитран. Потом, когда пришла копия фильма, оказалось, что название к фильму не имеет никакого отношения, да было поздно - не перепечатывать же мильоны тонн полиграфии. Такие дураки.
Ну ладно, теперь по существу. На мой взгляд, восторги зрителей всего мира преувеличены. По мне, так это самый слабый фильм Нолана. Он всё равно хорош и интересен, но это не "событие" или "прорыв". Честно говоря, не понимаю запредельно высокие оценки, "Началу" выставляемые. Массовое сознание - вообще штука загадочная. Должно быть в фильме что-то такое, что зацепит и кучку интеллектуалов, и толпу обывателей. Что зацепило обывателей, мне сложно судить. Наверное, тема сновидений.
Тема действительно безразмерная, безумно завлекательная, доселе не раскрытая. Но "Начало" её тоже не раскрывает. Чего там такого специфического, что имеет дело со странной реальностью сна? "Сон во сне" - это неплохо, но слишком тривиально для краеугольного камня сюжета. Термин "лимб" заезжен как МКАД. Картины сна у Нолана - нуу... разве что складывающийся город и поезд, но это эпизоды. Всё остальное - из других жанров. "Начало" не так экстравагантно, как "Куда приводят мечты" или "Там, где живут чудовища", да хотя бы и "Клетка". Не так изящно, как "Наука сна". По сути, это боевик, но в нём нет внешнего конфликта, противостояния обладающих волей субъектов. Есть много экшена (по мне так не особо ураганного и несколько занудного), но противниками Лео являются какие-то безликие "проекции". Что касается конфликта внутреннего, то опять же вопрос "а что реально?" мягко говоря банален.
Для того, что оттенить и прорисовать своё мнение, скажу пару слов о "Тёмном рыцаре". Фильмы стилистически похожи, но в "Рыцаре" как раз-таки есть мастерски созданный конфликт. Джокер, Дент и Бэтмен составляют триумфальный триумвират, который имеет даже некое символическое наполнение. Например, можно посмотреть на борьбу трёх героев как на противостояние "личность-общество-государство". Джокер - это личность, некая хаотическая автономная сущность, разрывающая ткань улья, ломающая об колено шаблоны. Обособление личностного начала - главная тенденция последних десятилетий, и тенденция растущая. Именно поэтому Джокер оказался так притягателен: это идеальный бунтарь, бесконечно близкий всем непохожим и несогласным. Ведь главный шарм Джокера не в его безумии и демоническом смехе, отнюдь - он в его рациональных, пробирающих монологах. Джокер - это символ личной свободы. Теперь Дент. Это общественный лидер, публичный политик, срывающий восторги под лозунгами общечеловеческой, доступной морали. "Свой парень, который говорит правильные вещи". Это противно Джокеру-личности, как противны юному художнику или поэту одёргивания родителей-мещан. Но это инстинкт выживания коммуны, она не может по-другому. Бэтмен же - сумрачное, недоброе олицетворение государства. Это не тот публичный политик, который тряс руки избирателям на площадях - это уже избранный владыка, облечённый полномочиями и наделённый рычагами. Из тех, которые после говорят: "Мне приходилось принимать сложные решения". Хотя нет, это скорее Брюс Уэйн. Бэтмен же - это та анонимная сила, которая обеспечивает функционирование всей конструкции, давно живущей отдельной от коммуны жизнью. Это цемент тайных обществ, секретных проектов, спецслужб, который наделяет голем несокрушимой мощью и даже подобием сознания. В конце концов, Бэтмен-государство - это гибрид Джокера и Дента, личности и общества. "Тезис-антитезис-синтез". Полный Гегель.
Так вот, в "Начале" нет этой смысловой нагрузки. Ну я, по крайней мере, её не почувствовал. Но что за беда, боже ты мой. Завтра Нолану исполняется сорок лет. Лавры, которыми забросают "Начало", он воистину заслужил. "Сначала человек работает на имя, а потом имя работает на человека". Нолан своё Имя создал своими собственными руками и светлой головой. Я спокоен за будущее кино.