Сталкярис (и это не советская фамилия!)

Jul 17, 2009 08:34

Однажды в ближайшем прошлом я приобрёл диск со всеми семью фильмами Андрея Тарковского, Величайшего и Высочайшего. Решил, что помимо "Мальчишников в Вегасе" надо приобщаться и к киноклассике - дабы утирать нос не по уму хорохорящимся знатокам, да и просто для себя. С тех пор утекла не одна ванна воды, а проработал я только три пункта из семи (с ( Read more... )

Лем, Тарковский, кино, рюсс синема, Галковский

Leave a comment

valerian_igor July 17 2009, 18:51:21 UTC
Из контекста? Из контекста. Вырываю? Конечно, вырываю из контекста. Что же тут такого. Я вовсе не собираюсь с Вами спорить, тем более в чем-то упрекать или там подлавливать Вас на чем-то. Кроме того, как мне кажется, в таких делах, как оценка чьего-то творчества даже и у одного человека может быть много разных мнений. Не так ли это?

Надо признаться, что в кинотеатре я не был лет пятнадцать. Но я помню, что там темно и если сосредоточится на экране, то восприятие происходящего будет, как мне кажется глубже, поскольку для просмотра фильмов Андрея Тарковского требуется некоторое в них погружение, приличное знание контекста фильмов, а также некоторое отстранение от суетной действительности, поскольку язык, который использует Тарковский, представляет собой абстракции довольно высокого уровня.

Но все это справедливо, вероятно, лишь для первого просмотра. Потом, когда понимаешь код Тарковского, его фильмы можно просто читать. Как книгу в метро. Ну а современный мир, - он не плох, он наоборот хороший. Много лучше прежнего. Да и отличаются они не так уж и сильно. Но кое в чем все же они различны. Заметно, что прежде именно что абстракции воспринимались в целом легче, чем сейчас. А нынче наоборот, люди охотнее и увлеченнее концентрируются на всяких мелочах, подчас уж вовсе даже неважных и смехотворных.

И в целом это хорошо. Это безусловный плюс. Но не для фильмов классика русского кинематографа.

А то, что Вы любите искусство, любите думать и высказывать свои мысли - это прекрасно, это как раз то, что нужно. Просто мне не очень понятно было, кому и зачем нужны «окончательные решения».

Reply

tantum_auri July 18 2009, 14:16:46 UTC
А нужно ли для полноценного восприятия художественного произведения заранее изучать контекст, подбирать обстановку и вообще "готовиться"? Может, это как раз свидетельствует о его недостаточно высоком уровне?

Про абстракции очень интересно, но не совсем ясно. Когда именно и кем абстракции легче воспринимались?

"Окончательное решение" = "мнение, основанное на просмотре всех фильмов Тарковского, а не их меньшей части".

Reply

valerian_igor July 18 2009, 15:26:00 UTC
>А нужно ли для полноценного восприятия художественного произведения заранее ... "готовиться"?

Определенно да. На самом деле готовиться надо ко всему. Подбирать обстановку это может быть и не так важно, но, мне кажется, изучение контекста является принципиальным.

Например, невозможно осмысленно понимать симфоническую музыку не зная как устроены эта симфоническая музыка и даже симфонический оркестр как звуковой инструмент.

Так можно понять произведение таким образом, что в нем ВСЁ будет ЯСНО. Как с ним самим, так и с его местом в общем художественном процессе. Этого, как мне кажется, и следует добиваться. Разумеется, те или художественные произведения (и их большинство) бывают и очень просты для восприятия. Также с неким опытом для того чтобы понять ту или иную вещь будет требоваться все меньше времени. Но по сути изучение контекста - немаловажная и где-то принципиальная вещь.

Но можно этого всего и не делать. И так хорошо.

>Когда именно и кем абстракции легче воспринимались?

Раньше классический советский период. В период застоя. Даже и основной массой населения. А еще раньше люди на абстракциях работали и этим жили.

Reply

tantum_auri July 18 2009, 16:39:11 UTC
>Так можно понять произведение таким образом, что в нем ВСЁ будет ЯСНО.

Вы говорите какие-то ужасные вещи. Любое настоящее искусство - живое. Жизнь невозможно понять до конца, с ней никогда не бывает "всё ясно". Да и не нужно это. Именно поэтому люди так любят и ценят импровизации, талант, искренность, непосредственность. Трезвость и рассудительность уважают, но не более того. Никому не интересно, "как устроены эта симфоническая музыка и даже симфонический оркестр как звуковой инструмент". Музыку просто слушают. В смысле В ОСНОВЕ лежит это.

>А еще раньше люди на абстракциях работали и этим жили.

??

Reply

valerian_igor July 18 2009, 17:34:39 UTC
Конечно, Вы правы. Вовсе ничего не надо понимать. И так хорошо.

Но и ничего ужасного я не тут не говорю.

Reply

tantum_auri July 18 2009, 18:16:17 UTC
Я просто говорю о том, что восприятие искусства и разбор-классификация искусства - разные вещи. Первое без второго возможно, а вот второе без первого никак.

Reply

valerian_igor July 18 2009, 19:37:07 UTC
Да то-то и оно, что по сути это одно и тоже. И уж точно одно другому не противоречит.

И при этом импровизации, талант, искренность, непосредственность никак не противостоят ни трезвости ни расудительности.

Reply

tantum_auri July 18 2009, 20:19:54 UTC
Смотрят кино многие, но только небольшая часть этих людей целенаправленно занимается теоретическими измышлениями на основе увиденного.

Не то чтобы противостоят, но, согласитесь, "продуманных импровизаций" не бывает.

Reply

valerian_igor July 19 2009, 06:27:10 UTC
>Смотрят кино многие...

Совершнно с Вами согласен. Но вот что они при этом видят? Каково, так сказать, качество их восприятия? Так что, как я уже сказал, в чем-то разбираться - это не для всех. Это вовсе необязательно.

>"продуманных импровизаций" не бывает.

А здесь не соглашусь. Все приличные, не говоря об уж хороших импровизациях, продуманы в той или иной форме заранее. Спонтанное чувство лишь окашивает эту импровизацию. Или неожиданнно появляется из подсознания какой-то штрих. Но при этом он тоже не возник ниоткуда. Так всегда, у музыкантов, у актеров, да воообще всюду. Поспрашивайте. Всякая импровизация вообще невозможна без солидной методической подготовки.

Reply

tantum_auri July 19 2009, 16:52:39 UTC
Качество восприятия зависит в первую очередь от душевной организации человека. Любитель за время киносеанса может прожить целую маленькую жизнь, в то время как профессионал-кинокритик, корчась от зевоты, отсидит положенные полтора часа и затем набросает за 20 минут проплаченное количество печатных знаков, соединив их по отлаженной схеме в бездарные фразы-клише. Вопрос: кто из этих двоих воспринял фильм полноценнее?

>Поспрашивайте. Всякая импровизация вообще невозможна без солидной методической подготовки.

А чего мне спрашивать? Я Вам говорю, что когда человек говорит "от себя" и когда "по бумажке" - разница всегда заметна, и не в пользу "бумажки". А Вы утверждаете, что "от себя" не бывает и быть не может. Может, и ещё как.

При этом понятно, что "в любой импровизации есть элемент подготовки", а "в любом продуманном исполнении есть элемент импровизации". "В любом человеке есть что-то животное", "в любом мужчине есть частица женщины" и т. д..

P.S. "Продуманная импровизация" - contradictio in adjecto, "круглый квадрат". Почитайте словари, а то как-то неподготовленно получается...

Reply

valerian_igor July 19 2009, 17:13:45 UTC
Ладно. Почитаю.

Reply


Leave a comment

Up