Кинообзорчег

Dec 22, 2008 02:36

За последнее время я посмотрел целый ряд фильмов, опишу впечатления в режиме блица:

"Морфий". Несомненно, всем поклонникам Балабанова кино придётся по душе. Прекрасный очерк революционной канители 17-го сквозь призму провинциальной жизни умирающей империи. Конечно, зрелище ампутации ноги и обожжённых бормочущих страдальцев кому-то неизбежно противопоказано, но людям со стандартными нервами опасаться нечего - тут грубый натурализм как быт и специфика сурового времени, а не как патология "Груза 200". "Морфий" является наглядным образцом для сравнительного анализа творческих методов (а на самом деле банального режиссёрского уровня) Алексея Октябриновича и Великого Никиты Сергеевича (так же, как "Война" позволяет оценить по достоинству военную подделку Бондарчука-сына). Казалось бы, схема та же: персонажи - элементарные социальные типы "молодого врача", "старого помещика", "развратной вдовы", "красного комиссара". Однако врождённое чувство меры, присущее Балабанову, позволяет не скатываться в пошлый водевиль для домохозяек, а сохранить в кадре освежающий морозец реальности. Вообще, странно, что таким почтенным мэтрам как Михалков как бы неведомо, что прорисовывание персонажей до мельчайших чёрточек автоматически превращает картину в карикатуру... Возвращаясь к "Морфию", хочу особо отметить здоровое национальное вИдение Октябрьской дьяволиады. При крике Полякова-Бичевина (кстати, действительно похожего на Булгакова) "Лежать, жиды, всех перестреляю!" и дальнейшем убийстве еврейского кровопийцы я радовался как ребёнок, что вызвало недовольный шёпоток толерантной женщины на заднем ряду:)

"Совокупность лжи". Заметно, что Ридли Скотт после гладиаторского триумфа превратился в полноценного голливудского тяжеловеса, и процесс утяжеления идёт по нарастающей. То есть его проекты - это проекты серьёзные и дорогие. Голливуд не Россия, и "дорогой" за океаном как правило означает "качественный". Так и в последнем шпионском боевике: Ди Каприо и особенно любимчик режиссёра Кроу выглядят брутально, зрелищно и при этом крайне убедительно. "Совокупность лжи" далеко не "Мюнхен" (а фильмы явно перекликаются, вплоть до финальной сцены диалога прозревшего разведчика и его угрюмого босса, олицетворяющего бездушную государственную махину), но какой же это упрёк - люди не боги. В общем, любители жанра получат два часа чистого удовольствия. Одно "но" - Кроу долго объясняет каким-то шишкам в Пентагоне (а заодно и нам), почему так тяжело сладить с грязными арабскими оборванцами, обладая колоссальной военной и экономической мощью и технологиями небожителей XXI века. Выясняется, что хитрые бедуины используют своё варварство на все сто: пишут приказы на бумажках и не разговаривают по мобильным телефонам, из-за чего их трудно отследить, скреплены племенной круговой порукой крепче стали и вдохновлены магическим Кораном... НЕ ВЕРЮ! Да и как можно в дееспособном возрасте поверить в Давида и Голиафа, особенно когда первый так до сих пор и машет пращой-акээмом, а второй, откинувшись в уютном креслице, заносит указательный палец над заветной кнопочкой пуска крылатых ракет со спутниковым наведением на героя-шахида. Однако тсс... Пока Белому Миру нужны враги, они у него будут.

"Заложница". Французский экшен - это что-то особенное. Под "французским" я подразумеваю "бессоновский", однажды явленный публике в изумительном "Леоне" (хотя, возможно, начатки прослеживаются и раньше, я не специалист по Бельмондо). Отличают сей жанр крайняя жёсткость и интенсивность действия вкупе с одномерной лаконичностью сюжетной линии - здесь нет американской патетики и азиатских гигантомахий Джона Ву. В "Заложнице" фирменный рецепт работает "на ура", и смотрится всё на одном дыхании. Пускай долговязый добряк Лайам Нисон не сильно канает под супергероя - композиции он не портит. Так что опять же, очень советую всем любителям.

"Пристрели их". А вот тут как раз подражательность в чистом виде, и играет она не на стороне создателей фильма - воспроизвести мрачную эстетику и не совсем здоровый юмор Роберта Родригеса сложно, особенно после "Города грехов". Забавно, но из категории "можно посмотреть один раз". Морковка правда хороша: хрумкающий Багз Банни и Клайв Оуэн в одном флаконе - чертовски оригинально!

"Порок на экспорт". Мдаа. Я вырос на западном кино вместо детского питания и на своём веку повидал воплощения "русских-советских" людей самые разные. Был и "капитан Иван Драго", и "капитан Иван Данко", и "космонавт Лев Андропов". Обижаться на такое мог только ребёнок. Но ЭТО! Полуторачасовой унылый депрессняк о жизни "русской общины в Лондоне" (чувствуете тонкие политические аллюзии?) наводит на МЫСЛИ. Русскими являются почти все персонажи (их разбавляют парочка безымянных чеченцев и азимы-азизы), и что же объединяет бывших соотечественников? Атмосфера безысходной безнадёги, водка и совершенно дебильная "мафия" с немотивированными преступлениями и звероподобным обликом "братков", а также с пресловутыми "понятиями". Именно исковерканная "феня" понравилась в России, прочно подсаженной на блатную романтику: у меня перед глазами встаёт картина коллективного просмотра "Порока" на языке оригинала где-нибудь в Твери, под дикий хохот целевой аудитории Миши Круга после каждой реплики. Дело однако в том, что "у них" опус Кроненберга воспринимается как творческий успех самого серьёзного пошиба: на IMDb выставлен средний балл 7,8, далее следует показательный комментарий: "The combination, in the dark London he created, is a moral tale which makes you think of Dostoievsky". Фёдор Михайлович по привычке переворачивается в гробу, в то время как Путиномедведев готовится к встрече дорогого гостя из Никарагуа и прочим "олимпиадам". "На Лубянке всё спокойно", а "на Руси всё шикарно". Ну или просто "аминь", как сказал бы покойный товарищ Ридигер. Что касается художественных достоинств "Порока на экспорт", то их в общем-то нет, за исключением Вигго Мортенсена, талантливо сыгравшего непрошибаемую глыбу очередного "Николая Лужина".

Напоследок, "Американская история Икс". Фашизм - он и в Африке фашизм. Всем всё понятно: свастика, Гитлер, евреи, нехорошо. Правильно понятно или нет - вопрос десятый, факт лишь в том, что в массовом сознании прочно закреплено представление о фашизме как об идеологии ненависти, агрессии, злобы. Несомненно, это правда, как несомненно и то, что это не вся правда, так сказать обывательский вариант истины. Дело в том, что пойти против всех и создать по-настоящему ценное произведение искусства на запретную тему удаётся в совсем уж исключительных случаях, вроде в не к ночи будут помянутых "Прирождённых убийцах". Тони Кэю ничего такого не удалось, да он и не пытался. Американец честно отработал "генеральную линию партии" (что, повторюсь, не является упрёком ни в коей мере), и выдал отличное кино для "среднего американца". Фильм высоко оценивается в мире, что понятно, как понятно и то, что рукоплескать и плакать при демонстрации финальных титров всё ж таки не стоит. Это, так сказать, обывательский вариант шедевра. "На любителя" и исполнитель главной роли - изящный обликом Эдвард Нортон, одарённый и своеобразный актёр. Посмотрите, если кто не смотрел и если кому интересно. Аривидерчи.

кино, рюсс синема, Балабанов, Восточные обещания, Морфий

Previous post Next post
Up