Робосудие

Jun 14, 2013 05:16

Узнал, что у бывшей судьи Конституционного суда Тамары Морщаковой возникли какие-то проблемы с "законом". Прочитать интервью не смог, там очень много букв, но вроде причиной проблем стали какие-то неправильные (с точки зрения власти) экспертизы по делу Ходорковского. Морщакова преподавала в моём ВУЗе, когда я там учился, я видел её лично, хотя не могу припомнить, чтобы общался. Она прославилась своей оригинальной позицией ещё во времена Ельцина, когда, будучи судьёй КС, пыталась что-то вякать против всенародно избранного либерального вождя в связи с нарушениями им каких-то там прав человека и прочей ерундой. В общем, всё это малоинтересно, а в интервью меня привлёк только один момент:

- А, кстати, по поводу поддержки. Судейский корпус выразил вам какую-нибудь поддержку?

- Судейский корпус ничего по этому поводу не говорил. А с какой стати? Что он должен сделать?

- Ну как-то по-человечески, профессионально вас поддержать.

- Ну что вы, нет-нет. Понятно же, что правовая составляющая в этом деле не является основной. Судейский корпус не должен вообще вмешиваться в такого рода вещи, у которых такой явный не правовой, а политический оттенок.

- Тамара Георгиевна, но вы не просто судья в отставке. Вы были заместителем председателя Конституционного суда…

- Это не имеет никакого значения.

На мой взгляд, это совершенно замечательно и очень показательно. Морщакову прессуют по политическим мотивам, но она не считает, что её профессиональная корпорация может хоть как-то, даже в теории вмешаться. Это понятно. Советский-постсовесткий юрист (а тем более "государственный", а тем более, страшно сказать, Судья!) не является и не может являться человеком и гражданином. Это робот, запрограммированный на решение вербальных логических задач, призванных обеспечить соответствие функционирования физических и юридических лиц некоему сборнику правил, именуемому "правом". Всё, что выходит за рамки "права", для робота не существует. Когда рядом начинает происходить что-то иное, не заложенное в программу, глаза робота гаснут, голова его с плавным жужжанием опускается на грудь, начинается стадия гибернации. Но стоит только зазвучать чему-то "правовому", датчики робота мгновенно оживляют его, и он снова включается в работу. Во славу партии и правительства, по воле роботостроительной корпорации, ради торжества машин.

Понятно, что роботу можно уподобить любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Как и то, что профессия юриста из-за крайнего схематизма и формализма не может не приводить к соответствующей деформации личности, в любой стране и культуре. Но только в стране потомственных рабов сама мысль о корпоративной солидарности и о том, что есть вещи поважнее "рабочих обязанностей", вызывает торопливое "нет-нет, что вы, не нужно ничего этого, и думать даже об этом не нужно, и не должны мы думать, нет-нет".

Но тогда возникает следующий философский вопрос: а можно ли жалеть робота? Ну, посадят его даже в тюрьму. Это для человека тяжело - разлука с близкими, унизительное ограничение личной свободы. Тем более, если посадили несправедливо, и внутри клокочет обида и праведный гнев. А робот отключится и переждёт весь срок, даже и не заметив. Какие проблемы, гражданин начальник? А если что, и с юридическими вопросами поможет. Не может не помочь, даже если начальник будет прожжённой гнидой, съедающих несчастных зеков живьём. Такая программа. "Я твой слуга, я твой работник", как пелось в одной славной старой песенке. Никаких проблем.

image Click to view

универ, не судите да не судимы будете, Морщакова, юридизм

Previous post Next post
Up