Feb 06, 2007 15:25
Тантра верит не в постепенное развитие души, а во внезапное просветление. Йога верит в постепенное развитие: дюйм за дюймом, шаг за шагом вы продвигаетесь к Конечному.
Йога занимается арифметикой: каждый совершенный грех вы долж- ны сбалансировать добродетельным поступком; вы должны полностью закрыть свой счет. Не закончив счета с этим миром, вы не можете стать просветленным. Это научное математическое представление, и разум с этим соглашается: «Конечно, это должно быть так. Вы грешили, кто же должен страдать за ваши грехи? Вы грешили, вы сами должны страдать за это. И только через страдание вы можете освободиться. Ваши поступки были дурны: вы должны уравновесить их, вы должны заплатить за них, и вы должны творить добро. Только при достижении равновесия возмож- но освобождение, иначе вы будете опять и опять возвращаться на Землю, чтобы родиться, жить, расти. В этом вся философия переселения душ, перерождения. Тантра говорит противоположное, подход Тантры поэти- чен, а не арифметичен. Тантра верит в Любовь, а не в математику; она верит во внезапное Просветление. Она говорит, что малые учения учат вас, как действовать; великие учения учат вас, чем быть и как быть.
Действий миллион, и если нужно платить за все свои действия, кажется невероятным, что можно когда-либо достичь освобождения. Вы прожили миллионы жизней; в каждой жизни вы совершили миллионы действий. Если вы собираетесь платить за все эти действия, страдать и уравновешивать каждый плохой поступок хорошим, на это вам опять потребуется миллион жизней. В то же время в сложных отношениях жизни вы будете совершать еще много действий. И где же закончится эта цепь? Кажется, что она нигде не закончится. Освобождение становится почти невозможным - оно не может случиться. Если путь таков, что нужно расти дюйм за дюймом, тогда рост представляется невозможной мечтой. Если вы понимаете точку зрения йоги, тогда вы будете чувство- вать себя совершенно безнадежным. Тантра - это великая надежда. Тантра подобна оазису в мире пустынь.
Тантра говорит, что весь вопрос заключается не в поступках; вы совершали их, потому что были невежественными, они порождены вашим невежеством. Тантра говорит, что вы за них не отвечаете. Если кто-либо отвечает за них, то это Целое, вы можете назвать это Богом. Бог, возможно, ответственен, но вы не отвечаете за это, Тантра говорит, что очень эгоистично даже брать на себя эту ответственность и говорить:
«Мне придется уравновесить, мне придется совершать добрые поступки, я буду освобождать себя шаг за шагом», - это очень эгоистичная, эгоцентричная позиция.