На рубеже XIX - XX веков кукольные автоматы были в большой моде в Европе: автоматы с пружинным механизмом, заводимые при помощи ключа; музыкальные шкатулки, на которых танцевали куклы; крутящиеся карусели и даже целые оркестры, которые играли для танцующих кукольных пар. Но ошибочно было бы считать, что они делались, в основном, во Франции. Такие фабрики были и в Германии. И одним из важнейших немецких производителей таких технических музыкальных игрушек была фабрика "Готтлиб Циннер и сыновья" из тюрингского города Шалькау.
Семья, в которой родился Готтлиб, имела старые традиции изготовления игрушек. Его отец работал простым маляром, но во время долгих зимних вечеров он мастерил различные деревянные игрушки, вырезал фигурки людей и зверей, домики. Некоторые детали он расписывал красками, а затем упаковывал наборы фигурок, так называемые гарнитуры, в коробочки: зверинцы, конюшни, птичники, крестьянские дворы, деревни, городки. Эта уютная сказочная атмосфера определила дальнейшую судьбу мальчика. Готтлиб вырос, женился в 1845 году и в этом же году стал самостоятельным, открыл свое производство игрушек. Сначала он делает такие же деревянные игрушки-наборы, как отец, но его восхищают движущиеся фигурки, поэтому вскоре он начинает конструировать простую механику. Он делал из дощечек сельские мельницы, крылья которых начинали вращаться, когда воздух поступал в специальный кожух, соединенный с игрушкой. Конечно, это были еще очень примитивные игрушки, но и такие очень радовали детей, и Циннер получил много новых заказов. Он придумал еще множество таких игрушек с простой механикой, а уже в 1860 году он начинает выпуск подвижных одетых фигурок.
Вдохновляющие идеи пришли к нему, конечно, из Парижа, где к этому времени уже появились первые застекленные автоматы с движущимися куклами и с музыкой. На этой фотографии изображен Готтлиб Циннер со своей женой, как видим, за достаточно суровой внешностью может скрываться тонкая поэтическая душа, ведь все конструкции своих игрушек он придумывал и разрабатывал сам.
До 1876 года Циннер продавал свои изделия только через посредников, зоннебергские торговые дома.
В 1879 году Циннер принял участие в художественной выставке в Зоннеберге с проектом "Механические игрушки с музыкой", где имел большой успех. В Лейпциг, так называемую выставочную Мекку, куда два раза в году стекалалось все самое передовое, Циннер приезжает в 1895 году. Он представляет на лейпцигской выставке богатый ассортимент механических автоматов с музыкой, детские шарманки, музыкальные куклы-маротте, механических зверей, повозки, клоунов с музыкой и многое другое.
После посещения выставки Циннер имеет уже много заказчиков со всего света.
Вот так выглядит маркировка фабрики.
Музыкальные шкатулки, которые использовались для автоматов, фабрика закупала в Швейцарии у Германа Тореуса. В 1921 владельцем фабрики становится сын Готтлиба Георг со своими старшими сыновьями Альфредом и Эрихом. На этой фотографии Георг Циннер со своей семьей.
В этом же 1921 году фабрика расширяет свой ассортимент и начинает выпуск шарнирных кукол.
Существовала фабрика до 1930 года, но еще несколько лет, до 1935 года, великолепные игрушки со складов фабрики расходились по всему миру, они продавались в Россию, Францию, Англию, США и Южную Америку. Информации об этой фабрике сохранилось, к сожалению, не так уж много, это все, что мне удалось найти у Юргена и Марианны Цизликов. Зато фотографии кукольных автоматов производства "Готтлиб Циннер и сыновья" встречаются повсюду, полюбуйтесь на них, представьте, что фигурки пришли в движение и зазвучали аккорды старинной музыки, и картина будет совсем полной.