Те, кто рисуют нас, рисуют нас красным на сером.
Цвета, как цвета, но я говорю о другом.
Если бы умел это, я нарисовал бы тебя там,
Где зеленые деревья и золото на голубом.
БГ, как всегда, прав. Самые красивые мозаики - это золотые нимбы на фоне из ляпис-лазури. Так я и пела его песни в Риме. С утра хорошо посещать нецентральные церкви. Можно услышать как десять монашек поют короткую мессу для трех человек. "Падре, Филья и Спирито Санто...". У рогатого Моисея Микеланджело посидеть в одиночестве. Разглядывать тысячелетние византийские мозаики.
***
Благодаря музыке мое прощание с Римом состоялось на день раньше фактического отъезда. В двух шагах от Пантеона оркестр карабиньеров давал субботний концерт. Маленький, лысый и бородатый дирижер танцевал с палочкой, блестели на солнце духовые, в тени колонн Марка Агриппы была приятная тень. Сбоку от музыкантов сидела синьора лет сорока, в шинели. На лице ее было написано, что она устала, что дети у нее - хулиганы, а муж- бездельник, и на работе она уже отпахала двое суток. Но через пару минут она встала и запела: "con te partiro"(помните, ее поет Бочелли?)... И по спине забегали такие мурашки, что я физически почувствовала как они приподнимают волосы. А следом она запела: "Arrivederci, Roma". И так остро в этот момент синело небо, таким милым был этот уютный город, что высшей точки и пожелать было нельзя.
***
Спрашиваю, а правда, что все итальянцы хорошо поют? И каждый (!) отвечает, что лично он любит петь, а про остальных не знает. Подходят познакомиться, и уже через пятнадцать минут говорят, чтоб была осторожна- ведь не все такие порядочные, как он;)
***
После концерта пошла в лучшую кофейню Рима и попробовала тамошний капучино. Слопала здоровый кусок пиццы, греясь на ступеньках Пантеона. Пицца, кстати, со мной заговорила. Розовое прошутто на белоснежной моццарелле и на горах зелени так лежало на куске теста, что пришлось ее купить. Попробовала кофейный коктейль в следующей кофейне, позвонила домой. И дошла до Навоны...
Тут нужно остановиться. Я закрываю глаза и снова вижу плеск бирюзовой воды, ласково и неторопливо струится сквозь меня время и мне больше некуда торопиться.
Похожая на меня нимфа уже третье столетье льет воду из акведуков римской эпохи. И то же третье столетье стоит здесь этот продавец каштанов.
Очарование и нега этой римской площади журчат в трех ее фонтанах, возносятся к шпилям барочной церкви Бернини, рассыпаются на тысячи зайчиков в коктейлях кафе, а потом озорничают у меня внутри. Она невелика - метров сорок в ширину и метров двести в длину. Ее окружают самые живописные переулки и дворики Рима. Завтра я два часа буду разыскивать один такой дворик, следуя весьма туманным указаниям и это будет самый приятный поиск на свете - с каштанами, мороженым, церквями и риском опоздать на поезд. Но сейчас я просто рисую свою нимфу, ищу (и нахожу) следы соревнования великих архитекторов - Бернини и Борромини и радуюсь каждому мгновению.
***
Совсем не ищу общества, но получаю его с избытком. Рим- мультинациональный город, он мгновенно присваивает себе туристов и они становятся его органичной частью. Тут можно посидеть на смотровой пдощадке с американцем, поболтать за ужином с австралийками, а после тебя подвезут домой итальянцы. Мне очень нравится эта веселая мешанина. Можно присоединяться к русской речи, а можно и нет. Сегодня можно сойти за француженку, а завтра за итальянку или канадку. Непонятно почему, но мои жесткие согласные идентифицируют только немногие опытные официантки;)
***
Много русских и русских хороших. Есть, конечно, и архетипические парочки- паровозная она, торопливо идущая по Ватиканским музеям, и уныло плетущийся он, явно мечтающий о газетке, бокале вина и покое;) 8 марта на дворе- что ж поделать;)))
Но есть и докторант Амина, с которой мы сидели в апельсиновом саду на закате, и рыцарь-бухгалтер-молдаванин Илья, очень помогавший в поезде, и официантка Юля, как родную встретившая в Орвието. Были и другие. В музеях Ватикана и на вилле Боргезе - русский входит в шесть главных языков путеводителей (приятно).
***
На исходе долгого дня на ногах дохожу до апельсинового сада с лучшим видом на Ватикан. В двух шагах находится знаменитая замочная скважина, через которую видно три страны- Мальта, Италия и Ватикан. Но очередь туда извивается метров на двести и поэтому мы просто сидим в саду с этим очаровательными несъедобными апельсинами. Долго затихает небесный пожар. Под его отсветами еще успеваем полюбоваться слюдяными окнами Санта-Сабины. Дома я еще месяц буду любоваться этими видами на курсе по истории искусств. И впереди еще больше недели в Италии и вечер между луной и форумами, но я уже точно знаю, что прав был кто-то мудрый - "тот, кто однажды увидел Италию, уже не сможет быть несчастным".