Будучи в Турции, невозможно не обратить внимание на многочисленные узоры, которые тут буквально повсюду - на стенах
потолках
коврах
ограждениях
и так далее.
Бесконечно разнообразные, причем зачастую скомбинированные в самых невероятных сочетаниях.
Что интересно, все эти узоры имеют под собой также философский и религиозный подтекст. Как известно, ислам запрещает изображения людей и у правоверных художников было не так много средств для выражения религиозных принципов и укрепления веры, как у христиан с иконописью. Для мусульман орнаменты, которые можно бесконечно продолжать в любую сторону - символизируют бесконечность вселенной, отсутствие центра и отсюда равновеликую важность каждого создания Бога
Если же обратиться к классификации, традиционно в исламском декоративном искусстве есть 3 подвида. Первый основан на каллиграфии - высочайшем из искусств по мнению мусульманского мира, искусстве мира слов. Естественно, в этой категории чаще всего изображаются цитаты из Корана.
Вторую представляют арабески, символизирующие женственность и рождение новой жизни. Очень красивые, так что порой исламские художники специально допускали неточности в раппорте и исполнении конкретных узоров, ибо только Аллах может создавать совершенство.
Ну а третья базируется на геометрических сущностях и ассоциируется с принципами мироустройства. Например, квадрат, который имеет 4 равные стороны, каждая из которых символизирует один из 4-х важнейших элементов природы - воду, землю, воздух и огонь, а квадрат, как их комбинация - это символ основы, фундамента нашего мира. Без какого-либо из этих четырех элементов-сторон-квадрата наш мир, который символизирует круг, в него вписанный, будет разрушен. Хотя мы то с вами знаем, что важных элементов природы на самом деле как минимум 100 с лишним (126 на данный момент, если быть точным), и без любого из стабильных элементов жизнь вряд ли была бы возможна. Но с таким количеством базовых сущностей рисовать красивые геометрические аллегории будет несколько сложнее :).
Геометрические узоры представляют для меня особенный интерес в том числе и потому, что этот вид декоративного искусства находится на стыке с математикой. И это конечно не теорема о локальном дифференциале, но связанный с укладкой фигур на плоскости раздел геометрии дал миру немало интересных задач. Например, задача непериодического разбиения плоскости, так называемые
мозаики Пенроуза, которые не обладают трансляционной симметрией, т.е., нельзя выбрать такой кусочек узора, с помощью параллельного переноса которого можно замостить всю плоскость мозаики. Ну и помимо интересных математических свойств, они еще и очень красивы:
А относительно недавно, в 2007 году, парочка физиков обнаружила, что средневековые мозаики Ирана, Ирака, Афганистана и Турции зачастую являют собой как раз мозаики Пенроуза, и это за много веков до того как этой задачкой занялись современные ученые!
Индийская мечеть 1622 года:
Фрагмент орнамента иранского мавзолея 1304 года:
Иранское святилище 1453 года: