Когда-то 6 лет назад я увидел
калькулятор Яндекса, сделанный Артемом Горбуновым. Тогда мне уже начала представляться скучной и неблагодарной работа по дизайну одноразовых сайтов для каких-то клиентов, будь это районная химчистка или Мегафон с МТС. Этот калькулятор Яндекса изменил мой подход к работе, показав что такое проектирование интерфейсов на самом деле.
Этот калькулятор сломал мне жизнь. В хорошем смысле.
Тогда же, в основном, в России дизайнеры раскрашивали инпуты, а тут стояла большая логика за простой формой калькулятора, а сама форма была именно такой какой надо именно для этой задачи. В общем, Артем Горбунов мне очень нравится, я всегда очень внимательно слежу за его работами.
Фанатики вокруг Горбунова
В общем, все объясняется тем, что вокруг Артема собралась аудитория фанатиков. Впервые я удивленно поднял бровь, когда в разделе «Советы» наткнулся на
совершенно адское обсуждение тумблеров. Пара здравых каментов затоптана толпой людей, у которых в головах какое-то полнейшее сумасшествие. Нет, правда, идите, почитайте и удивитесь. Там ужас.
Артем, кажется, и сам, в общем-то одержимец (по меткому выражению друга Саши). Подчеркнутые ссылки, резиновый сайт и все такое - эту фразу я обычно использую как исчерпывающую метафору. Эдвард Тафти и правильные графики. Мне это нравится. Мне нравится, что он скорее увлеченный дизайнер, нежели менеджер бизнеса. Жалко его было бы потерять в этом смысле.
BirdView ProjectЭтот проект мне многое рассказал о всех этих современных русских информационных дизайнерах интерфейсов. Посмотрите:
Тут много всяких интересных дизайнерских фишек, все, так сказать, по Тафти. А проект плохой. Как так может быть? Очень просто. Тафти в своих книгах, если по сути, говорит о визуализации научных данных. Сложная, минималистичная визуализация, в которой нужно разбираться, поможет вникнуть в еще более сложные научные данные. В большинстве своем то, что доводится оформлять дизайнерам в обычной жизни - простые данные. «Все у нас плохо, все хорошо, дата, списочек, все дела». Нормальные люди просто не способны воспринять такое количество информационного дизайна™. Ведь очень просто же - если визуализация информации получается сложнее самой информации, то такой визуализации информации надо безжалостно избегать.
Просто: если визуализация информации получается сложнее самой информации, то такой визуализации информации надо безжалостно избегать
Я по-настоящему пошел попользоваться этим Birdview (я в отличие от многих не осуждаю, до того момента пока сам не попользуюсь). В общем, формализм, куча форм, какие-то данные, графички, куча текста разных начертаний, мусор, конструкторы полей, двигающиеся точечки, микроуровень, макроуровень, ааааа! Любому человеку, кто по-настоящему занимался управлением командами и проектами очевидно, что сотрудники будут избегать заполнения всей этой штуки, а менеджеры не будут понимать, что происходит. Это яркий пример инструмента, мешающего работать.
Самое прекрасное - это слова самого Артема Горбунова,
сказанные им несколько дней назад:
А пользуемся мы как раз Бейскемпом. Тегами можно разбить сообщения на входящие, рабочие и исходящие, однако на деле до этого руки не доходят.
То есть во-первых,
Бейскемп, который не формализует ничего (и как раз классный), ага. А во-вторых даже до каких-то тегов руки не доходят. Вот она, реальная жизнь.
Почему одновременно с этим легким и очевидным пониманием, как на самом деле работают люди (распиздяйничают, забивают) Артем делает кабину по управлению самолетом для стороннего клиента - совершенно непонятно. Есть только один ответ, который мне приходит в голову: ровно как раньше дизайнеры фигачили графику везде, где ни попадя, сейчас вот Артем фигачит информационный дизайн™.
Почему я вообще все это пишу
У меня есть любимый твитор, куда я кратко сливаю все свои наблюдения про дизайн. И там ко мне периодически приходят всякие фанаты звезд (смайл), которые считают, что я говорю что-то не понимая того, о чем я говорю. Одному из них - Валерию Попову - я обещал написать более менее развернутый текст про бюро Горбунова. И я бы ни в коем случае не стал писать критический текст про какого-то другого человека, кроме Артема Горбунова, к которому я искренне питаю ученические теплые чувства.
Есть, кстати, другая каста людей, которая меня еще больше удивляет. Фанаты Людвига Быстроновского (независимо от того, какой он сам по себе человек - я его не знаю и это касается только того, что я вижу). Как правило, это те, кто с ним работал в студии Лебедева. Такое чувство, что им всем выкалывают хитрым образом глаза и они перестают видеть, что
это просто некрасивые сайты с ужасной типографикой,
висящими не пришей рукав блоками и плохо сверстанными текстами. Нет, правда, прекрасные, любимые и уважаемые мной дизайнеры, не видят, что это визуально треш.
Вот такая вот запись по многочисленным просьбам тви-читателей про мои разночтения с дизайнерской массой.