Ночью, когда шампанское ещё не было открыто, я сидела у Кафедраля Толедо, поражённая им, и думала, что понимаю теперь, наверное, чуть лучше Чиффу, влюбившуюся с первого взгляда в Нотр-Дам. Белая готика в завитках, витражные стёкла, скульптуры, мавританские узоры и "рожки" башен...
Утро началось со страннейшего завтрака. Хозяин суетился вокруг гостей, одновременно выказывая гостеприимство тем, что разливал кофе и чай и некую манию контроля тем, что не позволял сесть впятером за столик для четверых. Он возвышался, с улыбкой озирая маленький холл с кухней и пристально наблюдая, как мы поглощаем кексики. В тишине, конечно. Ведь он явно демонстрировал то, что, когда я ем, я глух и нем.
Прежде, чем посчитать начавшимся день антисемитской шутки (д/р Серины, которая в этот день столь многое мне разрешила ;), мы панически бронировали мне место для сна. На букинге всё было дорогим. На хостелвёрлде всё было в перде или дорогим или и то и другое. Поэтому мы молниеносно зарегили Серину на эйрбнб, подтвердили аккаунт моим паспортом и начали искать что-то дешевле, чем 60Е за ночь. В итоге нашли комнату, хозяин которой не говорил по-английски, и которому Серина объясняла ситуацию в жанре "одна моя подруга". Удивительно, но всё получилось. Можно было идти гулять.
Пришла пора собора Кафедраля, которую Лиссе проигнорировала в пользу толедских улиц и которой сполна насладились мы с Сериной и Сергеем. Впрочем, раздельно. Мы редко встречались на наших маршрутах, обмениваясь впечатлениями, и расходились по разным сторонам вновь. Готика с восточной приправой. Апельсины на траве патио. Фрески на потолке. Портреты всех епископов Толедо - тоже фрески. Уголок святого Сантьяго, весь устланный ракушками. Картины Эль Греко в одной из пристроек. Огромный святой Христофор во всю стену собора - фреска. Сокровищница, ювелирно-каменный алтарь. Резные спинки и кресла собрания клира: с них смотрят чудовища, химеры и согбенный, корчащий роди простой люд.
Встретиться после всего этого с земными людьми оказалось сложной задачей, и, хотя мы с Сериной обрели друг друга, обрести оставшихся двоих нам не удалось. Мы бродили вокруг да около места встречи. Зашли в музей магии, в несколько магазинов, и, наконец, кинули чек интеллекта после впечатленности Кафедралем - сели в кафе и подрубили интернет. Так нам удалось вскоре обрести Лиссе, Сергея и марципаны. Марципаны в Испании совсем не такие, как мы привыкли: засахаренные, совсем тающие во рту.
День продолжался. В Музее сефарди Серина говорила с духами предков: ей давали праздничные инструкции по ритуалистике с младенцами и накидывали золота в мешочек. Подвал дома-музея Эль Греко оказался еврейскими катакомбами. Сам дом-музей носил на себе следы угара Дали и друзей и внутри содержал портрет Мерлина и множество других интересных полотен. Например, выйдя из музея под сень гранатового дерева, Серина сообщила, что купила открытку с портретом Саурона. Я встрепенулась, перестав рассматривать испанского муравья (совсем не такого, как наши). "Что-что-что?.." - выразило моё лицо. Серина пояснила, что в картинной галерее один из мужчин на картинах был совсем как Саурон и что она его узнала. Угадать по описанию (так смотрит!!! у него змей!!!) не удалось, поэтому я попросила показать открытку.
Опасайтесь коварных сефарди: что для нас евангелист, то для них Саурон!
Потом мы с Сериной решили клубиться: купили единый билет в шесть музеев сразу и обрели стильные браслеты-проходки, которые впоследствие предъявляли в стиле "мультипасс!". Наша идея не нашла отклика в сердцах прочих участников, и мы разделились.
По мультипассу из шести объектов мы посмотрели четыре. Один был закрыт, а один был мечетью, которую мы презрели. В церкви Сан Тома не было ничего по-настоящему крутого, кроме фрески Эль Греко во всю стену придела (той где
дохлый мужик весь светится, много мужиков, похожих на Банцеса, скорбят и все в чорном). Древняя синагога с пустыми стенами вызвала в Серине вдохновение, но во мне его вызвал только магазин рядом, где проходила выставка картин-аллегорий на библейскую тему (я бы купила каталог, если бы он не стоил 25 евро!). В монастыре католических королей мы посмотрели на портрет обвисшей Изабеллы в старости, погуляли по патио и второму этажу; в соборе нас, определённо, разглядывали со стен любопытные львы (я бы даже сказала, они пырились!). По дороге к следующему пункту духовного кутежа мы обнаружили "замок ла Кавы". И я подумала: неужели, той самой, из романсеро?.. Зайти времени не было. В церкви Сан Симон мы сначала спустились в подземелье и из него вышли во внутренний двор с выставкой по поводу раскопок в нем и фотографией "жмур на жмуре жмуром погоняет", иллюстрировавшей процесс. Внутри церкви было уютно. Мы посидели, а потом поднялись на башенку и с неё смотрели на город и заглядывали в окна жителей.
В ожидании встречи со второй частью экспедиции, мы предались шоппингу. Серина покупала нож и украшения, а я играла в консультанта по стилю. Вечерний ужин почти что не задался, поскольку всё пошло не по плану (Лиссе и Сергей поужинали без нас), и тут я поняла, что не только мне одной так важно про План! Мы еще побродили по городу, вернулись в хостел, и я собралась уезжать. Я опасалась, что везде не успею, ну и, в принципе, меня ждал перелёт на следующий день, что всегда добавляет напряжения, поэтому мы пошли не к последнему поезду, а к предпоследнему. Перед моим отъездом накатили сидра в баре у вокзала. Самое время для тапас-прогулки, но...меня ждал Мадрид.
Обратную дорогу я печально проспала, хотя собиралась писать заготовку под пост. На Аточе еще раз посмотрела на черепашек, убедилась, что карта загружена, и (ах, снова одна, совсем одна!!!) устремилась на поиски забронированной комнаты. И вот, вся в белом, я пришла к дому. Открыл мне не хозяин, а, как я поняла, ещё одна вписчица. Она говорила по-английски, хозяин нет. Хозяина дома не было. Когда он пришел, глаза его округлились. Мы покоммуницировали при помощи его мобилы с фоткой Серины и моего кивания. Этот милый человек был большим (но как акула, не как касатка), весь вечер смотрел футбол, спал потом под пледиком у телека, а мне, насколько я поняла, сдал собственную комнату, чтобы не париться и никуда меня не отводить в цивильную квартиру, вылизанную для посетителей :))
Было жарко, пахло жареной рыбой через окно, и я долго не могла заснуть, потому что волновалась перед предстоящим полётом.