Анализ стихотворений

Aug 04, 2014 16:22

Давным-давно, когда моя мама поняла, что нужно что-то сделать с моей рассеянностью, мне было предписано учить стихи наизусть и отвечать их по памяти. На мой нынешний взгляд, это лишь расширило границы моей внутренней эскапистской Монголии, а с памятью лучше не стало. Но речь не о том, как выучивание стихов влияет на память, но как на духовность.

Я онакомилась с Гумилёвым, Блоком, Бальмонтом и другими поэтами Серебряного века. Никакого пути назад уже не было. Учить я могла что угодно, поэтому просто читала стихотворение одно за другим и учила то, что нравится.


Заблудившийся Трамвай мне всегда нравился ровно до слов "а в переулке забор дощатый". Всё, что позже, казалось мне бессмысленным, портящим основной смысл стиха. Вот трамвай, вот человек, вот сон, вот образы. Восточные запахи, африканские страсти, средневековая жестокость. Что нужно ещё?! К чему это барокко? Косичка, Всадник, Петербург весь этот недружественный (а я тогда не любила Питер)? Ну а потому первую часть стихотворения я быстро выучила наизусть, а вторую - с большим скрипом. По большому счёту, оттуда мне засела в голову только строка про "Верной твердынею православья/Врезан Исакий в вышине". Из-за неё я до 2012 года считала, что правильно писаь "Исакий" и её повторяла про себя каждый раз, проезжая мимо означенного собора.

Мне хотелось убрать вторую часть совсем. Идеальный стих - это целиком о сказках-образах и путешествиях. Например, такой. Только прерафаэлитская рефлексия, только дух романтизма и акмеистский перчик натуральности и простоты. Только те символы, которые смогли остаться целы.

Потом я долго не думала об этом всём. Потом были #магимаги, где я в едином порыве слила М.А., Н.Г. и М.П. примерно вот так, а сверху, по своей любви к детализации ещё и посыпала индуизмом. Трамвай преобразился в Восточный Экспресс, его автор - в ловца снов, его мир - в мой. Зачем ещё читать стихи?.. Так я забыла всё, кроме строк про Исаакий окончательно.

Но вот, вчера под вечер, меня как-то накрыло невероятным пониманием, о чём часть 2. Я шла по улице и хохотала. Потому что города - как загадки. Никогда не знаешь, на какой старый вопрос найдёшь ответ, проходя по улице. Так сходятся вероятности и переключается мозг, так люди, лица, места и значения сходятся в одной точке и возникает внезапное озарение. О, радость! Я зналЪ, но я не чувствовал заране.

Момент понимания столь вдохновил меня, что это было похоже на то, как выправляется позвоночник после того, как долго лежал в неудобной позе. Вот ты шёл сгорбившись - а вот идёшь прямо и видишь больше. Так я решила почитать, что же пишут высоколобые литературоведы про стих о трамвае. В конце-концов, мне не чужд анализ стихов, хотя я всегда считала его СПГС в самом мерзком проявлении, когда пытаешься автору навязать смыслы, которых он никогда и не вкладывал, да ещё и остальных убедить, что автор подразумевал то, что _ты_ пишешь. В случае с лирикой Гумилёва всё обстоит ещё хуже, так как аналитиком и трактовкой обильно занималась Ахматова, а, оттого, многое в них выходит к её вящей славе, но с многим и не поспоришь, ведь кто мог знать ближе и лучше?

Короче говоря, вот аналитика.
Р-раз.. Протегирую текст так: #визионерство, #видение, #Беатриче, #символизм, #Дантэ.
Д-два. #духовный путь, #обретение веры, #православие vs мистика, #путешествие в прошлое, #любовь к России, #заблудиться в недрах модернизма.

Охохохохо.
Ахахахаха.
Ещё смешнее.

Даже не знаю, как объяснить, что же тут именно смешно, как и бывает со всеми моими шутками, обращёнными внутрь. Но, наверное, это как встать на кончик иглы, рядом с ангелами, что уже там толпились. Вы все помещаетесь, крылышки щекочутся, а вокруг только что провернулся мир.


духовность, сюжет, рефлексия

Previous post Next post
Up