"Как хорошо уметь читать..." - так начинался один из стишков в моем детстве. И я была с этой строчкой полностью согласна. А вот мои племянницы, наверное, призадумались бы. "Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего", - это уже другая поговорка, которой они бы вполне могли мне ответить, если бы о ней знали. Не любят они читать. Вот не любят, и всё. Причем, если старшая более-менее сознательно пытается осиливать школьную программу, то младшая просто упрямится и тихо протестует. И пресекает все попытки уговорить ее предаться этому скучному (на ее взгляд) и бессмысленному занятию. Вот такой примерно диалог повторяется изо дня в день:
- Давай мы с тобой сядем, и ты мне почитаешь чуть-чуть?
- Нет, не хочу.
- Ну надо же читать, иначе ты будешь читать хуже всех в классе!
- Ну и что?! (*вот тут я, кстати, полностью согласна...)
- Ну мы же читали такую интересную книжку!
- Она не интересная, мне не понравилась.
- Давай будем читать вместе, одну страницу ты, другую я?
- Не хочу.
- Ну мы же договорились, что будем читать по чуть-чуть каждый день!
- Я уже читала вчера/позавчера. Сегодня еще не хочу/ Давай начнем с понедельника...
и т.д. и т.п.
Признаюсь честно, я узнаю свой характер и свою упёртость. Тут уговоры не помогают, тут надо объяснять, логически причем. Как-то, в очередной раз слыша этот диалог, я решила вмешаться. Начало было стандартным:
- Давай мы с тобой сядем, и ты мне почитаешь чуть-чуть?
- Нет, не хочу.
Но тут вмешалась я:
- А почему ты не хочешь читать?
- Не хочу.
- Я понимаю, но почему? Тебе не нравится книжка, она не интересная или тебе тяжело читать самой?
Деть призадумался.
- Книжка неинтересная.
- А какую книжку ты читала?
- Про Чебурашку.
- И она тебе не понравилась?
- Нет.
- Совсем-совсем? Или было что-то что все-таки понравилось?
Деть задумался снова.
- Понравилось, когда... (пересказала эпизод)
- Т.е. если бы у тебя была книжка, где было бы больше таких приключений, тебе бы она понравилась? Ты бы стала ее читать?
Деть задумался еще глубже. Потом медленно протянула: Да...
Бинго! Казалось бы, проблема близка к решению! Оказывается, нужно было не просто читать, но и обсуждать прочитанное, чтобы была хоть какая-то отдача. Вот, прямо сейчас есть шанс начать выяснять, какие книжки нравятся, почему, что в них было интересного... Но нет, через пять минут разговор вернулся к обычному: - Пойдем почитаем? - Не хочу...
Я задумалась: почему так? Почему проще тупо заставлять ребенка читать, не особо вдумываясь в смысл, контролируя технику чтения или что там еще они контролируют... Почему так сильна привычка сделать что-то для "галочки", не задумываясь, что в размен идут живые люди? И ведь послание ребенок получает достаточно ясное: важен не человек, важно, чтобы был результат. Важно отчитаться. Для галочки. И никого не интересует, что ты об этом думаешь и что чувствуешь. Главное - галочка.
А если продолжить думать дальше, то становится страшно. Потому что начинаешь понимать, что принцип пресловутой "галочки" плотно засел в умах, и неплохо работает на систему. Потому что так же, для "галочки", кто-то когда-то отчитался за торфяники, возможно подумав о будущих пожарах, но не подумав о людях, которые будут рядом с торфяниками. Или даже подумав, но галочка оказалась важнее. Для галочки сдавали систему ГО и ЧС в Крымске. Да я думаю, каждый в состоянии привести достаточно примеров. Это система. Так удобнее. Если человек уже не важен, и он просто винтик, а главное результат - значит, человеком можно и пренебречь.
Самое плохое, пожалуй, что этот принцип въедается намертво, и от него очень трудно избавиться. Потому что и я себя иногда ловлю на том, что главное просто сдать и отчитаться, забывая, что результат моей работы уходит к живым людям.
Я не призываю ломать систему и учить друг друга жить. Сомневаюсь, что это приведет к чему-то хорошему. Но можно, наверное, просто начать с себя...