С 28 декабря до 5 января мы всей семьей были в Стамбуле.
Сначала мы собирались пробыть в городе только половину времени, а остальное время поездить на прокатной машине по Турции, но потом единогласно решили, что еще не насладились городом, и хотим не ездить, а ходить пешком.
Краткие заметки.
<Мечеть Айя София - бывший cобор Святой Софии>
В Стамбуле огромное количество мечетей, некоторые из них занимают большую площадь. Часто у них дворы зеркально симметричны: с двух сторон от основного здания - одинаковые скверы с фонтанами и скамейками, ряды раковин для мытья ног, входы. Переходишь во вторую половину и кажется, что уже был здесь. В часы намазов звучит нестройный хор муэдзинов с многочисленных минаретов. Интересно, многие ли из них поют живьем, или просто запись включается? Одним из самых сильных впечатлений для меня было посещение султанского дворца Топкапы, в одной из комнат которого сидит хафиз и поет Коран. Хафизы - люди, знающие Коран наизусть. Их во дворце двенадцать, и это единственное место в мире, где Коран читается вслух круглосуточно, на протяжении уже пяти веков.
<Во дворце Топкапы. Хафиз, поющий Коран>
Другие же религии там не жалуют. Большинство церквей либо переделаны в мечети (как Айя София), либо заброшены. Есть несколько действующих, но их не сразу найдешь - они застроены со всех сторон, обнесены заборами. А бедная синагога Неве-Шалом так зажата между соседними домами, что почти незаметна.
<Синагога Неве-Шалом (правда, с другой стороны она заметнее). Греческая церковь>
Многие полицейские машины бронированы, а полицейские участки обнесены колючей проволокой. Петя сфотографировал одну машину, и тут же откуда-то возник полицейский и заставил его удалить этот кадр и еще несколько. Даже школы - и те окружены высокими заборами с колючей проволокой. Зато детей на переменах выпускают в школьный двор, и они там весело галдят.
<полицейская машина>
Все время ощущение, что находишься в мужском мире. Большинство магазинов с одеждой - мужские. В огромном подземном комплексе Aksaray Outlet, где больше ста торговых секций, ни одной женской. Такого количества мужских костюмов одновременно я никогда не видела. В парикмахерских, окна которых выходят на улицу, и работают, и стригутся-бреются тоже одни мужчины. Потом, правда, мне удалось увидеть одну женскую парикмахерскую, судя по картинке на витрине, но только эту картинку прохожим и показывают, сами клиентки спрятаны где-то внутри. Почти все торговцы в уличных магазинчиках - тоже мужчины. В кафе на пароме, где у нас наверняка стояла бы буфетчица в наколке, работает бородатый мужик и ходит туда-сюда с подносом, крича «Чай! Салеп!» (салеп - это такой приторный густой молочный напиток с корицей). А апогеем был туалет в кафе с писсуаром и без унитаза или хотя бы дырки в полу. На мой немой вопрос «А как же я?» мне предложили пойти в мечеть в двухстах метрах оттуда. После всего этого, увидев в детском городке Аквариума надпись «Maximum boy 1.40 m», я машинально подумала: “и тут дискриминация девочек!», но оказалось, что boy - просто «рост» по-турецки.
<"Maximum boy". Мастерская портного>
Очень импонирует, что турки везде пьют чай - раньше у меня Турция больше с кофе ассоциировалась. Но пьют его традиционно из маленьких стеклянных чашечек, обычно около 100 мл. Как можно напиться таким количеством? Еще сначала меня удивляло, что этот «бочковой» чай, как у нас в пионерских лагерях, на вкус типа грузинского, в кафе довольно дорогой. Если брать чашек 5, чтобы утолить жажду, - настоящее разорение. Но когда я обратила внимание, а потом и прочитала, как сложно они его заваривают (в верхнем чайнике на пару кипящего нижнего), стало понятнее. К концу пребывания в Стамбуле мы основательно подсели на этот чай и даже купили с собой килограммовую пачку (именно такими он везде и продается).
<Чайники и кофейники. Булочная и ее работники>
Стамбул славится большим количеством котов. С первого же дня у нас возникла традиция их считать, бродя по улицам. Рекордное количество было 1 января: в этот день мы насчитали 252 кота. Это было на острове Бююкада - одном из Принцевых островов, на которых нет автомобильного движения, и все ездят только в конных экипажах и на велосипедах. Видно, что стамбульцы любят кошек. То и дело кто-нибудь их тискает или подкармливает. Один дяденька при нас принес много кусочков мяса из лавки неподалеку и стал распределять их между десятком кошек из ближайшей помойки. Когда этим заинтересовалась чайка, он бросил кусочек и ей, и она поймала его на лету на уровне второго этажа.
<Кошки едят свежее мясо. Федя и Степа с котом>
Многие кошки живут прямо на улицах в домиках. Большинство из них самодельные - иногда это просто коробки или ящики, но есть и специальные кошачьи дома. Может быть, их даже муниципалитет ставит. Внутри всегда есть простынки и одеяла. А у супермаркетов бывают специальные кормушки для кошек и собак.
<Кошачий дом и кормушка>
Новый Год в Стамбуле не отмечается. Нигде не было никаких признаков праздника, только в некоторых гостиницах стояли искусственные елки. Отметив у себя в номере и посмотрев на телефоне обращение президента, мы пошли гулять по улицам и встречали в основном русских, которым тоже хотелось праздника и общения, и еще попрошаек, надеявшихся на добрых по случаю праздника туристов. И мы все-таки нашли место, где в этот час царило веселье. Это был рыбный ресторан, раскинувшийся под открытым небом на несколько кварталов. Множество музыкантов со смычковыми и духовыми инструментами перемещались между столами и очень зажигательно играли и пели, заставляя всех подпевать и пускаться в пляс. Правда, были люди, не поддававшиеся общему настроению и чувствовавшие себя неловко от такой музыкальной атаки.
<Выставка каллиграфии в метро. Инсталляция в метро>
В Стамбуле прекрасно развит общественный транспорт. Удобное и красивое, в отличие от многих городов, метро, скоростные трамваи. Множество паромов ходят между пристанями, стоят копейки и очень востребованы не только у туристов, но и у местного населения, хотя почти везде можно добраться на метро быстрее.
<Плывем на пароме на Принцевы острова. Транспорт на острове Бююката>
Среди множества музеев Стамбула есть один, который несколько лет назад даже признали лучшим музеем Европы. Это Музей Невинности, посвященный одноименной книге нобелевского лауреата Орхана Памука, а в основном - его главной героине. В музее я не была, но, заинтересовавшись, скачала книгу и сейчас читаю. Читать ее с каждой страницей все тяжелее, потому что вообще трудно бывает читать, как постепенно человек сливает себя и свою жизнь из-за иллюзорной любви (так я в свое время не смогла дочитать «Вешние воды» Тургенева). Но эта книга интересна описанием жизни «золотой молодежи» Стамбула в 70-е годы. Удивительно, насколько свободны были в то время нравы. Когда ходишь по стамбульским улочкам, иногда кажется, что с тех пор случился некоторый откат назад в сторону строгости и мракобесия. Кстати, книги в Стамбуле любят - несколько раз мы даже наблюдали бродяг, расположившихся на улице со своим скарбом и читающих книги.
<Степа на скамейке-книге. Цистерна базилика. Петя с акулой в Аквариуме>
В Турции, как и в других восточных странах, принято торговаться. Иногда в процессе сбивания цены прямо чувствуешь, как растет уважение продавца к тебе за то, что ты играешь по правилам - он ведь для этого столько и задрал, чтобы ты с ним поторговался. А если он легко соглашается на твою цену, потом остается неудовлетворенность и ощущение, что можно было его продавить дальше. Периодически это все утомляет и хочется зайти в супермаркет, чтобы ощутить хоть какую-то почву под ногами: уж там-то цены должны быть фиксированы. Но и там то и дело цена, которую ты платишь на кассе, оказывается выше той, что на ценнике.
<Торговая улочка около Египетского базара. Ходим по улицам>
Теперь хочу в Марокко). Вернее, я туда давно хочу, но теперь захотела еще втрое сильнее.
<Со стамбульским котом>
Какая из мусульманских стран, посещенных вами, вам больше всего понравилась? Если есть о них отчеты - дайте ссылки, пожалуйста.