Случаи, когда Т-34 получают путем переделки корпуса Т-34-85, сегодня не редки. В большинстве таких случаев установить, как этот танк выглядел до переделки и тем более где он находился почти невозможно. Но бывают и исключения. Сегодня как раз такой случай.
Т-34-85 был выпущен в мае 1945-го года, на заводе №112 "Красное Сормово". Серийный номер 872048. В дальнейшем танк находился в Группе Советских войск в Германии. Спустя некоторое время был установлен на постамент в городе Шверин, причем первоначально номер на башне был 945. Опорные катки установили от Т-55/62.
В конце 1980-ых годов номер на башне трансформировался в 101.
В 1990-ых годах танк вывезли в Россию, а именно в Кубинку.
В ходе путешествия танка из Германии в Россию опорные катки, гусеницы, буксировочный крюк, кормовой бронелист, крыша МТО и некоторые другие детали отправились в свое, никому неизвестное путешествие...
Прежде чем рассказать о дальнейшей судьбе танка объясню , почему я решил , что это один и тот же танк.
Во-первых: идентичный башенный номер танков из Шверина и Кубинки в сочетании с одинаковым заводом-изготовителем.
Во-вторых: характерная заглушка курсового пулемета.
В-третьих: сварной шов на правом борту корпуса (на некоторых фотографиях его можно рассмотреть).
Если кому-то недостаточно этих признаков, то можно найти еще более мелкие схожие черты этих танков.
Из большинства Т-34-85, которые были в Кубинке в то время, этот танк требовал больше всего доработок до более менее выставочного вида, поэтому судьбы корпуса и башни танка разошлись.
Башня отправилась на постамент в Москву, где и находится по сей день.
Корпус долгое время был брошен в кустах, в стороне от остальной техники.
В правом углу лежит наш корпус.
Здесь история делает небольшой поворот.
Ранней осенью 2005-го года состоялся выезд Кубинского музея и ремгруппы в район города Белый Тверской области. Целью было извлечение из реки башни танка Т-34. По приезду оказалось, что в реке наличествует не только башня, но и весь танк.
История его такова: танк направлялся в ремонт, провалился под лёд на переправе из намороженных брёвен, не справившись с управлением, при этом переправа была разрушена. Экипаж, по словам местных жителей, был пьян и их оперативно расстреляли (один был без ног - отрезало льдом). До 1956-го года танк просто стоял в реке, с его башни ловили рыбу. Потом он стал мешать сплаву леса, его попытались вытащить, не смогли и взорвали. В итоге двухдневной экспедиции достали башню.
По прибытии в Кубинку башню дефектовали. Танк действительно был поврежден, борт башни был весь в отметинах от снарядов 20-мм автоматической пушки. Один из них пробил насквозь ствол орудия, выведя его из строя. Всего же в пушку насчитали 4 попадания.
Затем башню очистили от мусора и грязи, приварили оторванный взрывом люк, зафиксировали пушку и окрасили.
Здесь, как нельзя кстати, оказался заброшенный корпус от Т-34-85 (к тому времени из запасника ушли все тридцатиьчетверки). Установив недостающие детали (катки, гусеницы, крышу МТО и др.) башню поставили на корпус. К этому времени корпус лишился всех поручней, креплений для топливных баков.
А после окончательной доработки танк установили в Сходне.
Вот такая непростая история танка Т-34-85, который большую часть своей жизни стоит памятником.
Благодарю за информацию:
https://psina-zloj.livejournal.com/ ,
https://riaslov.livejournal.com/ , ,
http://legion-afv.narod.ru/ ,
https://www.components-and-parts.com/ ,
http://www.kubinka.ru/newindex.php?id=211&lang=1%D0%A0%D1%97%D0%A1%E2%80%94%D0%A0%E2%80%A6%D0%A0%D0%86%D0%A0%E2%80%9A%D0%B2%D0%82%D1%9C ,
http://preservedtanks.com/ ,
https://ok.ru/shveri ,
https://ok.ru/gorodshver , Андрея Кононова , google , яндекс.
Замечания , исправления , дополнения приветствуются.