Погибший за Советскую Белоруссию

Feb 19, 2019 15:18

Закончив рассказ про тяжелые танки предвоенного периода переходим к самым интересным танкам - КВ. Первым будет КВ-1 с Линии Сталина.


Танк был восстановлен , с использованием корпуса от тягача на базе ИСУ-152 ,




а также башни и некоторых других деталей от танка КВ-1 с серийным номером 9617. Танк с этим номером выпустили в декабре 1940-го года на ЛКЗ. КВ-1 отправился во 2-ое Саратовское танковое училище.


После начала Великой Отечественной войны в училище был сформирован танковый батальон , в который вошли 7 из 10 имевшихся танков КВ. В числе этих семи машин был танк с номером 9617. Механиком-водителем этого танка был Иван Степанович Гергуль. Командиром танка был замполит батальона старший политрук Степан Яковлевич Дзыгарь.


В ночь на 27 июня батальон погрузился в эшелон и убыл на фронт. Далее приведу заметку из газеты Западного направления «Красноармейская правда» от 20 июля 1941 года.
«Старший политрук Дзыгарь раньше в боях нигде не участвовал. В дни Великой Отечественной войны он получил первое боевое крещение. Во время одного из боев сложилась тяжелая обстановка для батальона , который действовал против превосходящих по численности сил противника. Товарищ Дзыгарь на своем танке ворвался в самую гущу ожесточенного боя. Противник вел ураганный огонь по машинам. Экипажи танков , возглавляемые комиссаром , подавили несколько огневых точек противника. Танки ворвались в населенный пункт , который прикрывался сильным огнем противотанковых орудий. Здесь было большое скопление вражеских сил.Товарищ Дзыгарь приказал водителю Геркулло вести танк вдоль села прямо на вражеские машины и скопление солдат. Тяжестью своего танка экипаж раздавил более десяти немецких машин , расстрелял и подавил много живой силы противника.Смелые действия комиссара подняли дух бойцов , и они дружным натиском опрокинули врага».
А теперь обстоятельства потери этого танка , известные из опросов местных жителей , в свое время приводил ув. Belarus: "Перед тем как завязнуть в болоте, экипаж танка "раскатал" по дороге автоколонну 17.Pz.Div., около 20-ти машин, когда уходил с места боя, съехал с дороги и завяз. Местные жители говорят, что экипаж танка его не только не подрывал, а оставил заведенным. Танк целым простоял всю войну. Подорвали его видно уже после войны, эвакуационная бригада, но по какой-то причине не смогла вывезти".
Сведения из заметки и свидетельства местных жителей деревни Тесище (в районе этой деревни танк и был поднят) совпадают. Фамилия Геркулло из газеты - механик-водитель танка Иван Степанович Гергуль.
Осенью 2015-го года фрагменты танка были подняты и


















доставлены в музей "Линия Сталина".
























После чего началось изготовление новодельного корпуса , для оригинальной башни.














башня также была отреставрирована.










16-го августа 2016-го года танк был собран ,


а 18-го августа прошел испытания.






Через несколько дней танк был принял участие в реконструкции , посвященной бою З.Г. Колобанова.
































"Таранный" уголок , который взяли от настоящего КВ-1.


С тех пор танк участвует в различных реконструкциях , которые проходят на "Линии Сталина".








А фрагмент корпуса находятся в одной из экспозиций в музее. Для изготовления макета корпуса он не использовался.
Благодарю за информацию: https://vnezd.livejournal.com/ , https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/ , https://forum.ww2.ru/ , https://stalin-line.by/nashi-proekty/proekty/vossozdanie-tanka-kv-1 , Юрия Пашолока , поисковые системы google , яндекс.
Замечания , исправления , дополнения приветствуются.

ису-152, белоруссия, кв-1, минск

Previous post Next post
Up