Решил сделать подборку ИС-2, которые могут самостоятельно передвигаться. Несмотря на то, что ИС-2 сохранилось приличное число, ходовые машины среди них, скорее редкость.
Начнем с танков раннего выпуска (до осени 44-го):
Машина из экспозиции Парка Патриот.
До установки в экспозицию, танк активно участвовал в различных мероприятиях, начиная с конца 90-х.
Вторая машина находится на кинобазе «Мосфильма».
Третий танк стоит на Сапун-горе в Севастополе.
Он был поставлен на ход всего несколько лет назад.
И еще один ранний ИС-2 был поставлен на ход в Танковом музее в Лешанах (Чехия).
Этот
танк уникален еще и тем, что был выпущен в декабре 43-го - из всех изученных ИС-2, этот самый ранний, сохранившийся до наших дней.
На этом ранние ходовые ИС-2 закончились. Таких машин всего четыре. Переходим к машинам «позднего» выпуска.
В ходовом состоянии находится
единственный в Великобритании ИС-2М.
Пара ходовых ИСов сохранилась в Польше.
Один экспонируется в Танковом музее Познани.
Второй находится в процессе реставрации, про него я делал публикацию совсем недавно.
Еще один
ИС-2 был восстановлен до ходового состояния в Латвии.
В 2000-е годы в Белоруссии был поставлен на ход один из сохранившихся
ИСов.
Ну и теперь перейдем к России.
Лет десять назад, музей в Верхней Пышме поставил на ход
свой ИС-2М.
Не менее
двух машин сохранилось на «Мосфильме».
К тому же, на «Мосфильме» есть тягач на базе ИС-2М.
Еще один ходовой ИС-2М находится в Падиково.
Несколько лет назад был поставлен на ход
ИС-2М из Соснового Бора.
И наконец, еще один ИС-2М был доведен до ходового состояния
в Черноголовке.
На этом все. Более ходовых ИС-2 мне не известно.
Таким образом, всего сохранилось около 160-ти ИС-2, из которых на ходу находится всего 15 танков и один тягач. Причем, больше половины из них, поставили на ход уже в наши дни.