Продолжаем рассматривать опытные образцы , сделанные на базе танков Т-64. Сегодня рассмотрим "Объект-003".
Эта машина представляла собой серийный танк Т-64 ("Объект-432") с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ.
Головным исполнителем по танку "Объект 432" с ГТД-3ТЛ являлся ВНИИ-100. К созданию опытного образца танка были привлечены Омское ОКБ-20 (по двигателю) и Харьковсий завод №75 (по базовой машине). На основании утвержденных 22-го сентября 1964-го года начальником ГБТУ МО СССР тактико-технических требований ВНПИ-100 в 1964-1965 гг. был разработан технический проект , который был рассмотрен на заседании НТК ГБТУ 21-го ноября 1965-го года. Чертежно-конструкторская документация силовой установки танка "Объект 003" была выпушена в июле 1966-го года.
24-го мая 1965-го года ВНИИ-100 получил с завода №75 танк "Объект 432" (серийный номер 503Е905 - март 65-го года) под монтаж в него газотурбинного двигателя. Танку был присвоен шифр "Объект 003". Руководителями работ по танку являлись А.П. Крюков (до января 1967 г.) и В.В. Антонов (с января 1967 г.).
Во втopoй половине 1966-го - начале 1967-го были проведены стендовые испытания танка а с мая 1967-г по ноябрь 1968-го на полигоне ВНИИ-100 и частично на НИНБТ полигоне были проведены его длительные заводские испытания в объеме 3018 км пробега.
Анализ и обобщение проведенных исследований и испытаний позволили сделать вывод о том , что на базе принципиальных решений , разработанных при создании танка "Объект 432" с двигателем ГТД-3ТЛ , необходимо продолжить работы по дальнейшему совершенствованию эффективности , габаритно-массовых и энергетических показателей и надежности систем МТО. Кроме того , было решено на серии объектов с ГТД продолжить комплекс исследований по выявлению условий работы ГТД в танке и ТТХ танка с ГТД в различных дорожных , климатических и территориальных условиях.
От серийного танка "Объект 003" отличался только компоновкой МТО , коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД-3ТЛ от поршневого двигателя 5ТДФ по характеристикам , эксплуатационным качествам и размерам.
В остальном опытный танк (броневые корпус и башня , комплекс вооружения , ходовая часть , специальные системы , электрооборудование , средства связи) практически ничем не отличался от серийного.
Основу силовой установки танка составлял газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ , созданный Омским ОКБ-20 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе серийного вертолетного двигателя ГТД-3ТФ. Двигатель из-за значительной длины (1640 мм) был расположен поперек продольной оси танка. Такое расположение двигателя потребовало установки дополнительного редуктора. В основу конструкции двигателя была положена двухвальная схема с симметричным осецентробежным компрессором , двухступенчатой компрессорной турбиной и двухступенчатой силовой турбиной.
После окончания работ танк был передан на хранение в Кубинку , а в 1990-ые годы его переместили в запасник.
В конце 1990-ых годов танк передали в Саратов , где он и находится по сей день.
Хочу отметить , что машина была переделана из танка "Объект-432". Этих танков сейчас сохранилось не так уж и много , а в России их и вовсе сохранились буквально единицы (даже в основной экспозиции Парка Патриот и в Кубинке таких машин нет).
Благодарю за информацию:
https://erofey-manager.livejournal.com/ ,
http://preservedtanks.com/ , 3 том книги "Отечественные бронированные машины" , журнал "Техника и вооружение" , поисковые системы google и яндекс.
Замечания , исправления , дополнения приветствуются.