Несмотря на то , что рассказ про танки ИС-2 уже закончен , решил рассказать о конструктивных особенностях этого танка. Вообще эти записи следовала опубликовать до рассказа про ИСы , но тогда я не счел нужным рассказать об этом , поэтому буду исправляться. Касаться буду только серьезных изменений , поскольку послевоенные модернизации сделали все танки практически одинаковыми и некоторые особенности уже не удастся установить.
В первой части поговорим про танки , выпущенные по август 1944-го года.
Выпуск танков ИС-2 начался в декабре 1943-го года. Эти танки оснащались пушкой Д-25Т с поршневым затвором и имели дульный тормоз немецкого типа , но во время эксплуатации орудия заменялись на Д-25Т с клиновым затвором и более привычным дульным тормозом.
Более подробно с танком , выпущенным в декабре 1943-го , можно ознакомиться по ссылке -
https://tankist-31.livejournal.com/1665.htmlБолее видимым отличием декабрьских танков стала корма корпуса.
Декабрьские танки имели три болта в кормовом бронелисте ,
в уже в январе болтов становиться два.
Январский танк можно посмотреть по ссылке -
https://tankist-31.livejournal.com/1883.htmlС января к производству подключили свердловский УЗТМ.
Лобовая деталь этого завода заметно отличались от тех , которые производили на заводе №200.
Лоб завода №200 имел литьевой номер перед люком-пробкой мех-вода ,
а УЗТМовский этого номера не имел , но на нем имелся срез питателя.
Башни этих заводов также отличались друг от друга.
Башня завода №200
имела литьевой номер на корме;
башни УЗТМ его не имели ,
также литьевой шов был другим.
УЗТМовские детали используются с февраля 1944-го года.
Тогда же происходят и другие существенные изменения.
До февраля на башне , в районе командирской башенки , был выступ характерной формы ,
он же на настоящем танке;
с февраля начинается производство башен с более технологичным выступом.
С двумя , почти не модернизированными , февральскими ИСами можно ознакомиться по ссылкам -
https://tankist-31.livejournal.com/3113.html и
https://tankist-31.livejournal.com/2886.htmlС марта кнопка связи десанта с экипажем переносится на корму ,
до этого она находилась между дополнительными топливными баками.
С мартовским танком можно ознакомиться по ссылке -
https://tankist-31.livejournal.com/3580.htmlВ апреле к производству башен подключается завод в Мариуполе. Внешне эти башни были похожи на УЗТМовские , но на них имелся литьевой номер.
В мае или июне (точно пока установить не удалось ) меняется расположение механизма натяжения гусениц; если до этого он располагался так ,
то теперь его опустили ниже.
Примерно в это же время кнопки для связи десанта с экипажем переносят на правую сторону.
В июле танки получают новую башню с широкой амбразурой пушки.
С танком июльского выпуска можно ознакомиться здесь -
https://tankist-31.livejournal.com/4758.html.
В августе в Челябинске сдавали последние ИСы со старым типом лобовой детали. Тогда же башни стали массово производить и на заводе "Серп и Молот" в Москве. Изначально они были похожи на УЗТМовские , но литьевой номер был двухзначный.
Также на этих башнях крыша имеет ярко выраженные грани , в дальнейшем такая крыша появится и на башнях других заводов.
Внешне танки с такими башнями выглядели так:
В основном же августовские ИСы выглядели вот так -
https://tankist-31.livejournal.com/4917.html:
На этом все. Об остальных изменениях в следующий раз.
Благодарю за информацию:
http://tigerscorner.ru/gallery/index.php?option=com_content&view=article&id=73%3A-1-2-&catid=34%3A2010-12-02-12-49-34&Itemid=53 ,
https://warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere , поисковые системы google , яндекс.
Замечания , исправления , дополнения приветствуются.